Ссылка на акт: 1413-5/09

1413p
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
21 октября 2009 года № 1413-5/09

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке списания основных средств, находящихся на балансах предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих Автономной Республике Крым

1. Положение о порядке списания основных средств, находящихся на балансах предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих Автономной Республике Крым (далее – Положение), определяет механизм списания основных средств (далее – имущество), находящихся на балансах предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих Автономной Республике Крым (далее – предприятие).

2. В Положении под органами управления понимаются органы, определенные в пункте 7 Положения о порядке управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым или переданным в ее управление, утвержденного Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 1999 года № 459-2/99.

3. Действие Положения распространяется на имущество, закрепленное за предприятиями, которое не может быть реализовано в установленном порядке, безвозмездно передано иным предприятиям, а также имущество, к которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), в случае если такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования предприятием, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и не подлежит восстановлению или выявлено в результате инвентаризации как недостача.

4. Действие Положения не распространяется на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами (объекты жилищного фонда, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы), а также на имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым, находящееся в сфере управления Фонда имущества Автономной Республики Крым, не вошедшее в уставные фонды хозяйственных обществ и коллективных сельскохозяйственных предприятий в процессе приватизации, но находящееся на их балансах, а также на это же имущество, переданное в аренду, порядок списания которого регулируется Положением о порядке управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым и находящимся на балансах приватизированных предприятий, утвержденным Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 июня 2004 года № 994-3/04.

5. Списание имущества с балансов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины и Министерства экономики Украины от 10 августа 2001 года № 142/181, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25 сентября 2001 года № 787/5978, и Положением.

6. Списание имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, осуществляется после возмещения его стоимости, кроме случаев, когда осуществить такое возмещение в соответствии с действующим законодательством невозможно.

7. Списание имущества (кроме недвижимого) осуществляется предприятием, на балансе которого оно находится, на основании принятого органом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

8. Списание недвижимого имущества осуществляется предприятием, на балансе которого оно находится, на основании принятых органом управления и Контрольной комиссией Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам приватизации решений о предоставлении согласия на его списание.

9. Списание имущества осуществляется с учетом особенностей правового режима имущества, наличия установленных законодательными актами отягощений или ограничений по распоряжению имуществом.

10. Списание полностью самортизированных основных средств, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет меньше, чем 1,0 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя предприятия в соответствии с Положением (за исключением предприятий, в отношении которых принято решение о приватизации).

11. Для установления факта непригодности имущества и невозможности и (или) неэффективности проведения его восстановительного ремонта или невозможности его использования иным способом, а также для оформления документов на списание имущества приказом руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия в составе:

руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

главного бухгалтера или его заместителя (на предприятиях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, – лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);

лица, на которое возложена ответственность за сохранность материальных ценностей;

других должностных лиц (на усмотрение руководителя предприятия);

сотрудников инженерных, технических, технологических, строительных, экономических и других служб предприятия, а также привлеченных по требованию органа управления его представителей и других специалистов.

Для установления факта непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций (автомобили, нагревательные котлы, подъемники и т. д.), предприятие привлекает для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свой письменный вывод, который прикладывается к акту.

12. В случае возбуждения в отношении предприятия дела о банкротстве руководитель предприятия или арбитражный управляющий создает комиссию, в состав которой включаются председатель комиссии – руководитель предприятия или арбитражный управляющий и члены комиссии – лица, указанные в пункте 11 Положения.

13. Комиссия:

1) проводит в установленном законодательством порядке инвентаризацию имущества, предлагаемого к списанию, и по ее результатам составляет соответствующий акт;

2) проводит осмотр имущества с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета;

3) определяет экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и (или) дальнейшего использования имущества и вносит соответствующие предложения;

4) устанавливает конкретные причины списания имущества (морально устаревшее, физически изношенное, не пригодное для дальнейшего использования предприятием, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением или поврежденное вследствие аварии или стихийного бедствия и невозможное к восстановлению либо выявленное в результате инвентаризации как недостача);

5) определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов объекта, подлежащего списанию;

6) осуществляет контроль за изъятием из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующие балансовые счета;

7) составляет в соответствии с законодательством акты на списание имущества по установленной типовой форме.

14. По результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются:

акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

акты на списание имущества;

другие документы (копия акта об аварии, выводы соответствующих инспекций и т. п.).

15. В протоколе заседания комиссии отмечаются предложения о дальнейшем использовании имущества, списание которого по заключению комиссии является нецелесообразным, меры по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого выявлена недостача или разукомплектованного.

16. В случае списания имущества, поврежденного вследствие аварии или стихийного бедствия, к акту на его списание прикладывается надлежащим образом заверенная копия акта об аварии, в которой определены ее причины.

17. Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем предприятия.

18. С целью получения согласия на списание имущества предприятие подает органу управления вместе с обращением сформированный пакет документов по списанию имущества:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, в котором содержатся экономические и (или) технические расчеты, информация об ожидаемом финансовом результате списания имущества и о том, как оно повлияет на финансовый план, а также направления использования денежных средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе, предлагаемом к списанию по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), согласно Приложению 1;

3) акт инвентаризации основных средств, подлежащих списанию, согласно Приложению 2;

4) акт технического состояния объекта списания, утвержденный руководителем предприятия;

5) акт на списание имущества;

6) протокол заседания комиссии по списанию;

7) справку о том, что предлагаемое к списанию имущество свободно от налоговых обязательств и отделом государственной исполнительной службы по решению суда не описано;

8) копию справки о включении предприятия, учреждения, организации в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (заверенную печатью предприятия);

9) приказ о создании постоянно действующей комиссии по вопросам списания имущества;

10) справку о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, с определением направлений дальнейшего использования земельного участка, который высвобождается, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана.

19. Для рассмотрения документов, подготовки предложений по списанию имущества орган управления создает комиссию по рассмотрению вопросов относительно списания имущества, состав, регламент работы и полномочия которой утверждаются распорядительным актом указанного органа управления.

20. При необходимости комиссия по рассмотрению вопросов относительно списания имущества может провести по решению органа управления дополнительный осмотр имущества, предлагаемого к списанию.

21. В случае если решение о списании имущества требует согласования с органом приватизации, предприятие предоставляет документы, предусмотренные Положением, в Фонд имущества Автономной Республики Крым.

22. Фонд имущества Автономной Республики Крым принимает в течение 30 дней с даты поступления определенных в пункте 18 Положения документов решение о согласовании или отказе в согласовании списания имущества.

23. В случае необходимости орган управления, Фонд имущества Автономной Республики Крым могут требовать от комиссии по списанию имущества дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества, перечень которых направляется предприятию, в 10-дневный срок с даты поступления документов, указанных в пункте 18.

24. Орган управления принимает в течение 30 дней с даты поступления в полном объеме указанных в пункте 18 настоящего Положения документов решение о согласовании или отказе в согласовании списания имущества (кроме недвижимого).

25. Для рассмотрения вопроса о списании недвижимого имущества орган управления в течение 15 дней после окончания отчетного квартала направляет в Контрольную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам приватизации пакет документов, сформированный в соответствии с пунктом 18 Положения, согласованный с Фондом имущества Автономной Республики Крым.

26. Контрольная комиссия Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам приватизации в течение 30 дней принимает решение относительно списания недвижимого имущества.

27. Орган управления принимает решение относительно списания недвижимого имущества в течение 5 дней с даты получения решения Контрольной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам приватизации.

28. Решение о предоставлении согласия на списание или отказе в согласовании списания имущества принимается органом управления в форме распорядительного акта.

29. Решение об отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается в случае если:

имущество не отвечает требованиям, определенным в пункте 3 Положения;

орган управления, орган приватизации определил иные пути использования имущества, предлагаемого к списанию;

предприятие подало предусмотренные Положением документы с нарушением установленных требований;

в технико-экономическом обосновании целесообразности списания имущества отсутствуют экономические и (или) технические расчеты, подтверждающие необходимость списания;

в соответствии с законодательством установлено соответствующее ограничение относительно списания данного имущества.

30. Разборка и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, проводится только после принятия соответствующим органом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества и утверждения руководителем предприятия акта на списание.

31. Все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, приходуются с отображением на счетах бухгалтерского учета запасов.

Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные материалы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных в соответствии с требованиями Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".

Не пригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты приходуются как вторичное сырье.

Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания имущества, проводится в соответствии с законодательством.

32. Денежные средства, полученные в результате списания имущества, направляются в соответствии с требованиями законодательства.

33. Предприятие, на балансе которого находилось имущество, подает органу управления в месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и приходования отчет о списании согласно Приложению 3.

В случае наличия замечаний к отчету орган управления возвращает его предприятию для устранения замечаний и представления в течение 10 рабочих дней отчета на новое рассмотрение.

34. Процедура списания имущества считается оконченной с момента представления предприятием органу управления отчета о списании имущества.

35. Руководитель предприятия несет ответственность в соответствии с законодательством за предоставление органу управления недостоверных материалов, предусмотренных Положением.

36. Руководитель предприятия организовывает и обеспечивает соблюдение процедуры списания имущества в соответствии с Положением.

37. Орган управления обеспечивает в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством контроль за соблюдением требований  Положения и целевым использованием денежных средств.