Ссылка на акт: 1207-5/09

Untitled Document

ОБРАЩЕНИЕ
к народным депутатам Украины
по проектам законов Украины "О Концепции государственной
языковой политики Украины" и "О государственном языке
и языках национальных меньшинств в Украине"

Уважаемые народные депутаты!

В настоящее время наряду с необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства все более актуальным становится соблюдение и законодательное обеспечение государственных гарантий прав лиц, относящихся к национальным, этническим и языковым меньшинствам, при принятии новых законов Украины или внесении изменений в действующие.
В Верховной Раде Украины находятся проекты законов Украины "О Концепции государственной языковой политики Украины" (рег. № 3220) и "О государственном языке и языках национальных меньшинств в Украине" (рег. № 4222) (далее – законопроекты).
Законопроектами существенно сужаются права граждан по использованию и развитию национальных языков по сравнению с действующей редакцией Закона УССР "О языках в Украинской ССР", что является нарушением прав граждан, установленных статьей 22 Конституции Украины.
Так, государственный язык фактически определен в качестве обязательного средства общения во всех сферах общественных отношений, а не только в публичной сфере, которая охватывает в первую очередь деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, других органов.
Законопроектами создается основа для осуществления перехода исключительно на государственный язык в сферах образования, культуры, в деятельности правоохранительных органов, судопроизводстве, нотариате, фармакологии, торговле, рекламной деятельности, на радио, телевидении и в других средствах массовой информации, в топонимике и т. д.
Существенно ограничиваются права граждан на использование национального языка при обращении в государственные, общественные органы, предприятия, учреждения и организации в части права получения ответа на обращение на национальном языке.
Если действующее законодательство Украины о языках при определении языка делопроизводства исходит из понятия "приемлемый для населения данной местности", то проектом закона Украины "О государственном языке и языках национальных меньшинств в Украине" устанавливается обязательное требование наличия не менее 50 % граждан, проживающих в том или ином населенном пункте или административной единице, относящихся к национальному меньшинству.
Кроме того, закрепляются определившиеся в системе образования негативные тенденции, связанные с изучением русского языка и литературы, которые выражаются в том, что учащиеся, для которых русский язык является родным, вынуждены изучать его как иностранный. Так, обучение в общеобразовательных школах, созданных для детей представителей национальных меньшинств, осуществляется в одинаковой степени на государственном языке и на языке национального меньшинства, но с одновременным углубленным изучением государственного языка. Обучение во всех высших учебных заведениях осуществляется исключительно на государственном языке.
Проектом закона Украины "О государственном языке и языках национальных меньшинств в Украине" устанавливаются дискриминационные нормы в отношении профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. При проведении конкурсного отбора предпочтение отдается лицам, готовым осуществлять преподавание на украинском языке.
Все вышеуказанное нарушает требования части третьей статьи 10 Конституции Украины, согласно которой в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины, части второй статьи 24 Конституции Украины, закрепляющей принцип недопустимости привилегий или ограничений, в том числе и по языковым признакам, части пятой статьи 53 Конституции Украины, в соответствии с которой гражданам, которые относятся к национальным меньшинствам, согласно закону гарантируется право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.
Несоблюдение конституционного принципа в части гарантий прав национальных меньшинств Украины на свободное развитие, использование и защиту их языков нарушает также требования международных договоров Украины, являющихся частью национального законодательства, а именно: Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, ратифицированной Законом Украины от 15 мая 2003 года № 802-IV, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы 1 февраля 1995 года, ратифицированной Законом Украины от 9 декабря 1997 года № 703/97–ВР, Конвенции об обеспечении прав лиц, которые относятся к национальным меньшинствам, заключенной 21 октября 1994 года в городе Москве государствами Содружества Независимых Государств при участии Украины.
Считаем, что вопросы применения языков национальных меньшинств Украины должны решаться именно на указанной выше конституционно-правовой основе.
Отмечаем, что, утверждая в 1998 году Законом Украины  Конституцию Автономной Республики Крым, государство в лице Верховной Рады Украины гарантировало учет особенностей Автономной Республики Крым, определенных Конституцией Украины, при принятии органами государственной власти Украины решений, затрагивающих интересы автономии.
Статьей 10 Конституции Автономной Республики Крым предусмотрено, что в автономии наряду с государственным языком обеспечивается функционирование, развитие и использование русского, крымскотатарского и других национальных языков.
Нормы законопроектов полностью игнорируют  положения данной статьи Конституции Автономной Республики Крым, утвержденной Законом Украины от 23 декабря 1998 года № 350-IV.
В Верховной Раде Автономной Республики Крым в развитие вышеназванной статьи Конституции Автономной Республики Крым подготовлено более 20 законопроектов, направленных на законодательное обеспечение государственных гарантий  реализации  прав  граждан на свободное развитие, использование русского и других национальных языков. Данные законопроекты направлены в Верховную Раду Украины для рассмотрения в установленном порядке, однако рассмотрены не были.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, осознавая необходимость формирования цельной и последовательной государственной политики в языковой сфере, диалога между властью и обществом при решении вопросов, касающихся использования русского и других национальных языков, а также создания действенных механизмов реализации и защиты прав граждан на использование русского и других национальных языков, обращается к вам, уважаемые народные депутаты, с просьбой не поддерживать принятие проектов законов Украины "О Концепции государственной языковой политики Украины" и "О государственном языке и языках национальных меньшинств в Украине".

 

Верховная Рада
Автономной Республики Крым

г. Симферополь,
22 апреля 2009 года