Ссылка на акт: 1042-5/08

Untitled Document

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

19 ноября 2008 года № 1042-5/08

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

 

В Конституционный Суд Украины

 

 

Верховная Рада
Автономной Республики Крым,
ул. К. Маркса, 18,
г. Симферополь, 95000

Представители (уполномоченные лица):
председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и средствам массовой информации Иоффе Г.А., заместитель начальника Юридического управления Секретариата Верховной Рады Автономной Республики Крым Ивченко Е.А.

 

 

о соответствии Конституции Украины (конституционности) частей первой и второй статьи 42 Закона Украины от 21 декабря
1993 года № 3759-ХII "О телевидении
и радиовещании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., № 10, ст. 43; 2006 г., № 18, ст. 155; 2008 г., № 18, ст. 197)

Частью первой статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" установлено, что ретрансляция телерадиопрограмм и передач, содержание которых соответствует требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении, на территории Украины не ограничивается.
Часть вторая статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" предусматривает, что субъект хозяйствования, который находится под юрисдикцией Украины, имеет целью осуществление ретрансляции и получил на это разрешение от правособственника (производителя), не подпадающего под юрисдикцию страны, входящей в Европейский Союз, или страны, ратифицировавшей Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, обязан адаптировать содержание предназначенных для ретрансляции программ к требованиям законодательства Украины.
Верховная Рада Автономной Республики Крым считает, что часть первая и часть вторая статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" не соответствуют Конституции Украины по следующим основаниям.
1. Согласно части первой статьи 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.
В соответствии с пунктом 32 части первой статьи 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относятся дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины.
Верховная Рада Украины в установленном порядке не давала согласия на обязательность Европейской конвенции о трансграничном телевидении, поэтому в соответствии с положениями Конституции Украины данная конвенция не является частью национального законодательства. В то же время на основании частей первой и второй статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании", оспариваемых настоящим Конституционным представлением, Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания были приняты подзаконные акты, повлекшие нарушение конституционных прав и свобод граждан.
2. Частью третьей статьи 15 Конституции Украины цензура в Украине запрещена. В соответствии с частью третьей статьи 8 Конституции Украины нормы Конституции являются нормами прямого действия.
Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Статья 45-1 Закона Украины "Об информации" определяет цензуру как требование, направленное к средству массовой информации, журналисту, главному редактору, организации, которая осуществляет выпуск средства массовой информации, его учредителю (соучредителю), издателю, распространителю, предварительно согласовывать распространяемую информацию (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора этой информации либо другого субъекта авторского права и (или) смежных прав на нее) и (или) как наложение запрета (кроме случаев, когда такой запрет налагается судом) либо препятствование в любой другой форме тиражированию или распространению информации со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Вышеназванной нормой Закона Украины "Об информации" установлен также запрет на осуществление контроля за содержанием распространяемой информации со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, в частности с целью распространения либо нераспространения определенной информации.
Таким образом, предписание части второй статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" об адаптации содержания предназначенных для ретрансляции программ к требованиям законодательства Украины является проявлением косвенной цензуры содержания ретранслируемых телевизионных программ и неправомерного государственного контроля за их содержанием.
3. Часть вторая статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" не соответствует части второй статьи 34 Конституции Украины, которой установлено право каждого свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору.
Согласно статье 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает в том числе свободу получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, ратифицированной Законом Украины от 17 июля 1997 года № 475/97-ВР "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов № 2, 4, 7 и 11 к Конвенции" (далее – Конвенция), которая согласно статье 9 Конституции Украины с момента ратификации и введения в действие является частью национального законодательства, каждый человек имеет право на свободу выражения взглядов.
Это право включает свободу получать и распространять информацию без вмешательства государства и независимо от границ.
Осуществление этих свобод может быть ограничено законом только в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья и морали, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредубежденности правосудия.
Право государства вмешиваться в свободу выражения взглядов согласно статье 10 Конвенции реализуется в праве требовать лицензирования некоторых видов деятельности в информационной сфере.
Статьей 1 Закона Украины "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов № 2, 4, 7 и 11 к Конвенции" установлено, что Украина полностью признает на своей территории действие статьи 46 Конвенции в части признания обязательной и без заключения специального соглашения юрисдикции Европейского суда по правам человека во всех вопросах, касающихся толкования и применения Конвенции.
Согласно Методическим рекомендациям для центральных органов исполнительной власти по применению в законотворческой деятельности Конвенции о защите прав и основных свобод человека, одобренным постановлением коллегии Министерства юстиции Украины от 21 ноября 2000 года № 40, позиция Европейского суда по правам человека заключается            в том, что государства могут путем лицензирования регулировать организацию телерадиовещания на своей территории в техническом аспекте, а в случае предоставления или отказа в предоставлении лицензии учитывать также другие аспекты, в частности такие, как характер и задачи будущей телерадиостанции, ее потенциальная аудитория на национальном, региональном и местном уровнях, права и потребности специфической аудитории, обязательства государства по международным соглашениям.
Вместе с тем реализация этого права государства должна отвечать условиям пункта 2 статьи 10 Конвенции, согласно которому ограничение реализации свободы выражения взглядов допускается в случаях:
защиты общественных интересов (национальной безопасности, территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения преступлений или нарушений правопорядка, охраны здоровья и морали);
защиты прав лица (защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения конфиденциальной информации);
обеспечения авторитета и непредубежденности правосудия.
Свобода "получать информацию" предусматривает право доступа к информации.
Европейский суд по правам человека осуждает цензуру как таковую, которая препятствует передаче информации лицам, желающим ее получить и оценить на свое усмотрение, а также как таковую, которая отрицает право на самовыражение, предусмотренное статьей 10 Конвенции.
4. Вышеназванные нормы статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" носят дискриминационный характер, поскольку ставят отечественных провайдеров, которые должны осуществлять адаптацию содержания предназначенных для ретрансляции программ, в худшее положение по сравнению с провайдерами, на которых данное требование не распространяется, создавая тем самым предпосылки для занятия отдельными провайдерами монопольного положения.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части третьей статьи 42 Конституции Украины государство должно обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции.
Пунктом 23 части первой статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым, утвержденной Законом Украины от 23 декабря 1998 года № 350-XIV, к ведению Автономной Республики Крым отнесено участие в формировании информационной политики и использовании информационного пространства на территории Автономной Республики Крым.
В соответствии с пунктом 13 части второй статьи 26 и частью первой статьи 43 Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своей компетенции принимает участие в обеспечении прав и свобод граждан.
В связи с вышеизложенным и на основании статьи 150 Конституции Украины, статей 40, 61 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" Верховная Рада Автономной Республики Крым просит рассмотреть данное Конституционное представление и признать части первую и вторую статьи 42 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" не соответствующими   части первой статьи 9, части третьей статьи 15, части второй статьи 19,  части второй статьи 34, части третьей статьи 42 Конституции Украины (неконституционными).

 

Приложения:
1. Конституция Украины (выписка).
2. Конституция Автономной Республики Крым (выписка).
3. Закон Украины от 2 октября 1992 года № 2657-XII "Об информации" (выписка).
4. Закон Украины от 21 декабря 1993 года № 3759-XII "О телевидении и радиовещании" (выписка).
5. Закон Украины от 17 июля 1997 года № 475/97-ВР "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов № 2, 4, 7 и 11 к Конвенции".
6. Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод, ратифицированная Законом Украины от 17 июля 1997 года № 475/97-ВР (выписка).
7. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (выписка).
8. Методические рекомендации для центральных органов исполнительной власти по применению в законотворческой деятельности Конвенции о защите прав и основных свобод человека, одобренные постановлением коллегии Министерства юстиции Украины от 21 ноября 2000 года № 40.

 

Председатель
Верховной Рады
Автономной Республики Крым                                              А. ГРИЦЕНКО