Ссылка на акт: 959-5/08

Untitled Document
 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

17 сентября 2008 года № 959-5/08

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

 

В Конституционный Суд Украины

 

Верховная Рада
Автономной Республики Крым,
ул. К. Маркса, 18,
г. Симферополь, 95003 

Представители (уполномоченные лица): министр строительной политики
и архитектуры Автономной Республики
Крым Николов В.И.;
заместитель начальника Юридического управления Секретариата Верховной Рады Автономной Республики Крым Ивченко Е.А.

 

о соответствии Конституции Украины (конституционности) статей 1, 4, 8, 10, подпункта "б" пункта 2 статьи 13, статей 14, 17 раздела I  Закона Украины от 16 мая 2007 года № 1026-V "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Украины
по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля
и содействию инвестиционной деятельности
в строительстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2007 г., № 34, ст. 444) в части установления полномочий территориальных органов по осуществлению функций государственного архитектурно-строительного контроля на территории Автономной Республики Крым

Законом Украины от 16 мая 2007 года № 1026-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля и содействию инвестиционной деятельности в строительстве" внесены изменения в целый ряд законодательных актов, регулирующих вопросы осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 2006 года № 428 "Об образовании Государственной архитектурно-строительной инспекции" в составе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины (с 1 марта 2007 года – Министерство регионального развития и строительства Украины) образована Государственная архитектурно-строительная инспекция. 18 октября 2006 года Постановлением Кабинета Министров Украины № 1434 утверждено Положение о Государственной архитектурно-строительной инспекции.
В целях обеспечения реализации вышеназванного Закона (введен в действие с 1 января 2008 года) и вышеуказанных постановлений Кабинета Министров Украины Коллегией Министерства регионального развития и строительства Украины 27 июня 2007 года принято решение № 28, которым образованы территориальные органы Государственной архитектурно-строительной инспекции, в том числе Государственная архитектурно-строительная инспекция в Автономной Республике Крым. Приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 19 ноября 2007 года № 317 утверждено Положение об инспекциях государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10 декабря 2007 года № 1361/14628).
Принятием Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля и содействию инвестиционной деятельности в строительстве" существенно ограничены полномочия Автономной Республики Крым, установленные Конституцией Украины, нарушены основные конституционные принципы территориального устройства Украины, а именно.
Согласно статье 132 Конституции Украины территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
Согласно Указу Президента Украины от 22 июля 1998 года № 810/98 "О мерах по введению Концепции административной реформы в Украине" и положениям Концепции административной реформы в Украине принцип децентрализации и деконцентрации государственной власти предполагает делегирование функций другим управленческим уровням как один из инструментов осуществления государственного управления. Концепция административной реформы Украины определяет делегирование и передачу функций и полномочий по предоставлению государственных и общественных услуг как объективную потребность децентрализации государственного управления.
Учитывая особый статус Автономной Республики Крым как единственного автономного образования в Украине, вопрос реализации принципа децентрализации государственной власти имеет принципиальное значение. Конституцией Украины и целым рядом законодательных актов Украины определен механизм его реализации на уровне автономии.
В соответствии со статьей 134 Конституции Украины Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.
Часть четвертая статьи 136 Конституции Украины предусматривает, что полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
В соответствии со статьей 1 Конституции Автономной Республики Крым, утвержденной Законом Украины от 23 декабря 1998 года № 350-XIV, Автономная Республика Крым решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституцией Украины и законами Украины, а также осуществляет полномочия, делегированные ей законами Украины.
Пунктом 4 части первой статьи 137 Конституции Украины, статьей 18 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" и статьей 9 Закона Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым" к полномочиям Автономной Республики Крым отнесено осуществление нормативного регулирования по вопросам градостроительства.
Статьей 10 Закона Украины "Об основах градостроительства" к компетенции Автономной Республики Крым в сфере градостроительства отнесено: обеспечение реализации государственной политики в сфере градостроительства на территории Автономной Республики Крым; образование специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры, руководство их деятельностью; осуществление государственного контроля в сфере градостроительства.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины "Об архитектурной деятельности" специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на территории Автономной Республики Крым является уполномоченный орган градостроительства и архитектуры Совета министров Автономной Республики Крым.
Согласно статье 15 Закона Украины "Об основах градостроительства" компетенция специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым определяется положением, которое утверждается Советом министров Автономной Республики Крым.
В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере градостроительства на территории Автономной Республики Крым в системе органов исполнительной власти Автономной Республики Крым в составе Совета министров Автономной Республики Крым образован и действует специально уполномоченный орган Министерство строительной политики и архитектуры Автономной Республики Крым, который до принятия вышеназванного Закона Украины выполнял также функции по осуществлению государственного контроля в сфере градостроительства.
В порядке, установленном статьей 35 Закона Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" и статьей 23 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины", Кабинет Министров Украины контролировал деятельность Совета министров Автономной Республики Крым по вопросам выполнения делегированных государственных функций и полномочий.
В результате принятия вышеназванного Закона Украины Автономная Республика Крым безосновательно лишена делегированных функций по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля на территории автономии, которые переданы территориальному органу, образованному в составе Государственной архитектурно-строительной инспекции.
Данный Закон принят без учета положений части второй статьи 19 Конституции Украины, устанавливающей обязанность органов государственной власти, их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, а также с нарушением государственных гарантий, установленных статьей 3 Конституции Автономной Республики Крым, согласно которой органы государственной власти Украины при принятии решений, касающихся Автономной Республики Крым, должны учитывать особенности Автономной Республики Крым, предусмотренные Конституцией Украины.
Кроме того, в связи с принятием вышеназванного Закона Украины в законодательных актах, регулирующих сходные правоотношения, возникли разночтения в части определения объема полномочий Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства на территории Автономной Республики Крым, результатом которых является дублирование отдельных функций органами государственной власти и органами власти Автономной Республики Крым.
Считаем, что статьи 1, 4, 8, 10, подпункт "б" пункта 2 статьи 13, статьи 14, 17 раздела I Закона Украины от 16 мая 2007 года № 1026-V в части установления полномочий территориальных органов по осуществлению функций государственного архитектурно-строительного контроля на территории Автономной Республики Крым  не отвечают требованиям:
1) статьи 132 Конституции Украины, поскольку данным Законом нарушен принцип сочетания централизации и децентрализации власти, выражающийся в том, что Автономная Республика Крым выполняет не только собственные полномочия, но и делегированные ей законами Украины государственные функции;
2) части второй статьи 19, статьи 134, части четвертой статьи 136, пункту 4 части первой статьи 137 Конституции Украины, поскольку данным Законом Автономная Республика Крым лишена возможности реализовывать предоставленные и гарантированные государством полномочия в области градостроительства на территории Автономной Республики Крым.
Исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьями 40, 61, 75 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" Верховная Рада Автономной Республики Крым просит признать положения статей 1, 4, 8, 10, подпункта "б" пункта 2 статьи 13, статей 14, 17 раздела I Закона Украины от 16 мая 2007 года № 1026-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля и содействию инвестиционной деятельности в строительстве" в части установления полномочий территориальных органов по осуществлению функций государственного архитектурно-строительного контроля на территории Автономной Республики Крым не соответствующими Конституции Украины (неконституционными).

Приложения:
1. Конституция Украины (выписка).
2. Закон Украины от 23 декабря 1998 года № 350-XIV "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" (выписка).
3. Закон Украины от 16 ноября 1992 года № 2780-XII "Об основах градостроительства".
4. Закон Украины от 10 февраля 1998 года № 90/98 "О Верховной Раде Автономной Республики Крым" (выписка).
5. Закон Украины от 20 мая 1999 года № 687-XIV "Об архитектурной деятельности".
6. Закон Украины от 16 мая 2007 года № 1026-V "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля и содействию инвестиционной деятельности в строительстве".
7. Постановление Кабинета Министров Украины от 5 апреля 2006 года № 428 "Об образовании Государственной архитектурно-строительной инспекции".
8. Постановление Кабинета Министров Украины от 18 октября 2006 года № 1434 "Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции".
9. Положение об инспекциях государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, утвержденное приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 19 ноября 2007 года № 317.

 

Председатель
Верховной Рады
Автономной Республики Крым                                                А. ГРИЦЕНКО