Ссылка на акт: 868-5/08

Untitled Document
 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

21 мая 2008 года № 868-5/08

 

 

Комплексная региональная программа развития жилищного
строительства в Автономной Республике Крым на 2008 год

РАЗДЕЛ І
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ

Комплексная региональная программа развития жилищного строительства в Автономной Республике Крым на 2008 год (далее – Программа) разработана во исполнение пункта 22 плана мероприятий на 2008 год по реализации Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2007 года № 745-р.
Программа учитывает основные стратегические задачи относительно роста объемов жилищного строительства в Автономной Республике Крым, в том числе социального и доступного жилья, обеспечения жильем населения, в частности военнослужащих и членов их семей, репатриантов, молодых семей, индивидуального жилищного строительства на селе в рамках Республиканской программы поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Собственный дом" на 2002–2010 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 июля 2002 года                           № 183-3/02 (далее – Программа "Собственный дом").
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что жилищная проблема является одной из важнейших социально-экономических проблем в Автономной Республике Крым.
По состоянию на 1 января 2008 года в Автономной Республике Крым на учете по улучшению жилищных условий находятся более 77 тыс. семей и одиноких граждан (Приложение 1). При этом количество семей, которые пользуются правом первоочередного и внеочередного получения жилья (льготные категории), составляет более 21 тыс., из них:
инвалиды войны – 818 человек;
лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, – 515 человек;
участники боевых действий, участники войны – 2722 человека;
военнослужащие, уволенные в запас или отставку, – 912 человек.
Сроки пребывания населения в очереди с каждым годом увеличиваются.
В действующих современных условиях рынка жилья оно доступно преимущественно для граждан с высоким уровнем дохода, способных оплатить коммерческое жилье. До настоящего времени не сформирован институт социального жилья для граждан, которые нуждаются в социальной защите. Не решена проблема создания фонда отселения граждан для реализации программы реконструкции жилых домов первых массовых серий. Как следствие данная  программа реконструкции не реализуется.
Решение жилищной проблемы в Автономной Республике Крым требует привлечения бюджетных средств и координации совместных действий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, предприятий, учреждений и организаций.

РАЗДЕЛ ІІ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Главная цель Программы заключается в повышении обеспеченности качественным современным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приоритетными задачами Программы являются:
создание предпосылок для строительства в республике доступного и социального жилья;
создание благоприятных условий для увеличения инвестиционных вложений в жилищное строительство за счет физических и юридических лиц;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение дополнительных источников за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов для кредитования молодежного жилищного строительства и индивидуальных застройщиков в рамках Программы "Собственный дом";
сотрудничество органов исполнительной власти с органами местного самоуправления в Автономной Республике Крым с целью обеспечения застройщиков земельными участками и софинансирования работ по их обустройству внешними инженерными коммуникациями;
усиление финансовой поддержки сооружения жилья для репатриантов, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, членов семей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, участников боевых действий в Афганистане и военных конфликтов.

РАЗДЕЛ ІІІ
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИя КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
в АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ЗА 2007 ГОД

В 2007 году застройщиками всех форм собственности в Автономной Республике Крым введены в эксплуатацию объекты жилищного строительства общей площадью 522,038 тыс. м2; темп роста введенного в эксплуатацию жилья к 2006 году составил 141,1 %.
Более половины общего объема жилья, введенного в эксплуатацию, построено в трех регионах Автономной Республики Крым: городах Симферополе (139,4 тыс. м2), Ялте (71,5 тыс. м2), Феодосии (63,7 тыс. м2). По объему жилищного строительства первое место занимает г. Симферополь, где построено 26,7 % общего объема жилья.
Значительный прирост общей площади введенного в 2007 году жилья по сравнению с 2006 годом наблюдается в Джанкойском (в 4,2 раза больше), Белогорском (в 2 раза больше) районах и г. Красноперекопске (в 2,3 раза больше), и объясняется тем, что в 2007 году была введена в эксплуатацию значительная часть жилья, построенного в предыдущие годы.
Большая часть (62 %) общей площади жилых домов введена индивидуальными застройщиками – 323,9 тыс. м2.  Темп роста по отношению к 2006 году составил 159,2 %.
Следует отметить, что снизились объемы жилья, введенного в эксплуатацию за счет средств Государственного бюджета Украины. За 2007 год введено в эксплуатацию 29,3 тыс. м2, что на 3,6 % меньше показателя 2006 года и на 28,8 % меньше показателя 2005 года.
По характеру строительства объемы введенного в 2007 году жилья распределились следующим образом:
новое строительство – 499,7 тыс. м2 (95,7 %);
расширение существующего жилищного фонда – 4,4 тыс. м2 (0,9 %);
реконструкция зданий – 17,9 тыс. м2 (3,4 %).
В 2007 году введены в эксплуатацию 4049 квартир общей площадью 507,4 тыс. м2.
Реальный рост жилищного строительства в современных условиях происходит только за счет увеличения инвестиций населения: основным источником финансирования, как и ранее, являются средства физических лиц  (в 2007 году доля инвестиций населения в общей сумме инвестиций в жилищное строительство составила ориентировочно 54 %).
В целом по республике за 2007 год на жилищное строительство было направлено более 1,4 млрд. грн. капитальных вложений (в 2006 году –704,3 млн. грн.). Темп роста инвестиций в жилищное строительство к 2006 году составил 210,7 %.
В 2007 году местным бюджетам Автономной Республики Крым была направлена субвенция из Государственного бюджета Украины на строительство и приобретение жилья для военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, состоящих на квартирном учете по месту жительства, в сумме 4400,7 тыс. грн., за счет которой для лиц данной категории в регионах Автономной Республики Крым построена (приобретена) 21 квартира общей площадью 1,2 тыс. м2.
Индивидуальное жилищное строительство на селе осуществлялось в рамках Программы "Собственный дом". В 2007 году на ее реализацию Крымскому республиканскому фонду поддержки индивидуального жилищного строительства на селе были выделены средства из бюджета Автономной Республики Крым в сумме 2950,0 тыс. грн., из Государственного бюджета Украины – 2420,0 тыс. грн. В эксплуатацию введено 19 объектов жилищного строительства общей площадью 3297,0 м2. При поддержке Крымского республиканского фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе в 2007 году приобретены 32 дома общей площадью 2108,8 м2.
В рамках Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002–2012 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 2002 года № 1089 (далее – Государственная программа обеспечения молодежи жильем), в Автономной Республике Крым в 2007 году  в г. Феодосии были введены в эксплуатацию 2 многоквартирных дома общей площадью 2,9 тыс. м2 жилья.
Обустройство депортированных граждан в 2007 году проводилось в соответствии с Программой расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 года № 637 (далее – Государственная программа обустройства депортированных), и Программой обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым на 2006–2010 годы, осуществляемой за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 июня 2006 года № 102-5/06 (далее – Программа обустройства депортированных в Автономной Республике Крым). Во исполнение вышеуказанных программ в 2007 году было введено в эксплуатацию 11,52 тыс. м2 жилья.
Проблема строительства социального жилья в Автономной Республике Крым стоит очень остро. Во многих регионах автономии на протяжении нескольких последних лет строительство социального жилья не ведется          из-за отсутствия средств, что объясняется дотационностью местных бюджетов.
На региональном уровне институтом "Діпромісто" (г. Киев) разработана Схема планировки территории Автономной Республики Крым – основополагающий градостроительный документ, предусматривающий сбалансированное развитие региона и рациональное использование ценных, в том числе рекреационных, территорий автономии. Разработаны и утверждены генеральные планы городов Ялты и Евпатории.
Органами местного самоуправления в Автономной Республике Крым проводится активная работа по разработке новых и корректировке имеющихся границ территорий населенных пунктов с целью резервирования земельных участков для строительства жилья, в том числе для бесплатного выделения участков под строительство доступного жилья, во исполнение Указа Президента Украины от 8 ноября 2007 года № 1077/2007 "О мерах по строительству доступного жилья в Украине и улучшению обеспечения граждан жильем".

РАЗДЕЛ ІV

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА 2008 ГОД

Прогнозные показатели жилищного строительства в Автономной Республике Крым на 2008 год разработаны согласно целевым параметрам развития экономики на основе прогнозных данных райгосадминистраций и исполнительных комитетов городских советов в Автономной Республике Крым, а также анализа состояния строительства объектов жилищного фонда, введение в эксплуатацию которых реально в 2008 году. Прогнозные показатели жилищного строительства на 2008 год приведены в приложениях 2–7.
Программой экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2008 год, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 января 2008 года № 729-5/08, прогнозируется введение в эксплуатацию жилья общей площадью 533,0 тыс. м2, что на 2 % больше ввода жилья в 2007 году. По прогнозным показателям объемов ввода жилья на 2008 год настоящей Программы за счет всех источников финансирования и форм собственности на территории автономии предполагается ввести в эксплуатацию 625,56 тыс. м2 общей площади жилых домов. Объем ввода жилья в эксплуатацию в 2008 году по сравнению с показателем 2007 года увеличится на 19,8 %.
С целью обеспечения выполнения настоящей Программы предполагается привлечь средства из разных источников финансирования в общей сумме 1681,9 млн. грн., в том числе:
Государственный бюджет Украины – 82,5 млн. грн. (4,9 %);
бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты –                  6,88 млн. грн. (0,4 %);
собственные средства предприятий и организаций – 607,4 млн. грн. (36,1 %);
кредиты банков и прочие займы – 14,5 млн. грн. (0,9 %);
средства иностранных инвесторов – 5,0 млн. грн. (0,3 %);
средства отечественных инвестиционных компаний и фондов – 9,9 млн. грн. (0,6 %);
средства населения – 851,4 млн. грн. (50,6 %);
прочие источники финансирования – 104,4 млн. грн. (6,2 %).
В целом темп роста инвестиций в жилищное строительство прогнозируется на уровне 113,4 %.
За счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов прогнозируется ввести в эксплуатацию 39,3 тыс. м2 жилья. По видам строительства наибольший удельный вес составит новое строительство – 97 %.
78 % общей площади жилья, прогнозируемой к вводу в эксплуатацию в 2008 году, будет введено в городских населенных пунктах.
На молодежное жилищное строительство в 2008 году из Государственного бюджета Украины ориентировочно можно ожидать финансирование в размере 4,7 млн. грн., из бюджета Автономной Республики Крым – 1,7 млн. грн.

По прогнозам развития жилищного строительства в 2008 году предусмотрено ввести в эксплуатацию за счет средств Государственного бюджета Украины и бюджета Автономной Республики Крым 8,6 тыс. м2 жилья в сельской местности в рамках Программы "Собственный дом" и 2,6 тыс. м2 жилья для молодых семей в рамках Государственной программы обеспечения молодежи жильем и Региональной программы по обеспечению молодежи жильем на 2003–2012 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 октября 2003 года № 703-3/03 (далее – Региональная программа по обеспечению молодежи жильем).
На строительство и приобретение жилья для военнослужащих, членов их семей и приравненных к ним категорий граждан будут использованы средства субвенции из Государственного бюджета Украины на жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, по которой предусмотрено финансирование в размере 4952,9 тыс. грн.
На развитие индивидуального жилищного строительства на селе в рамках Программы "Собственный дом" в 2008 году из Государственного бюджета Украины можно ожидать финансирование в размере 4600,0 тыс. грн., из бюджета Автономной Республики Крым – 2950,0 тыс. грн.
На строительство жилья для репатриантов в 2008 году можно ожидать финансирование в объеме 26,1 млн. грн. из Государственного бюджета Украины и 3,2 млн. грн. из бюджета Автономной Республики Крым. Программа предусматривает ввод в эксплуатацию объектов жилищного строительства общей площадью 12,1 тыс. м2.
Рост объемов жилищного строительства и удешевление стоимости жилья предполагается осуществить за счет:
завершения ранее начатых строительством объектов;
содействия инвесторам, которые имеют намерения сооружать жилье на территории региона за свои средства;
увеличения жилой площади многоэтажных домов путем надстройки мансардных этажей;
использования строительных материалов, которые производятся местными строительными предприятиями;
обеспечения своевременного оформления застройщиками документов для сдачи в эксплуатацию жилых домов и о праве собственности на них;
уменьшения предельного размера привлечения средств заказчиков (инвесторов) на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов до 10 % в случае строительства жилых зданий; обеспечения строительства инженерных сетей и их подведения к земельному участку, на котором сооружается жилье, собственниками таких сетей;
отказа от привлечения средств на развитие указанной инфраструктуры заказчиков (инвесторов), которые осуществляют строительство жилищного фонда социального назначения и жилых зданий на земельных участках, обеспеченных инженерными сетями.

РАЗДЕЛ V

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

С целью обеспечения выполнения Программы предполагается осуществить следующие мероприятия:

  1. Обеспечить увеличение объемов введения жилья в эксплуатацию за счет всех видов строительства, в том числе за счет реконструкции существующего жилищного фонда.

Исполнители:

исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в АРК, Министерство строительной политики
и архитектуры АРК

Срок исполнения:

2008 год

2. Провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и принять меры по возобновлению временно прекращенного строительства незавершенных жилых домов, строительная готовность которых позволяет ввести их в эксплуатацию в текущем году.

Исполнители:

исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в АРК

Срок исполнения:

2008 год

3. Провести инвентаризацию земельных участков, которые могут быть переданы под жилищную застройку, с целью определения возможности их использования под застройку жильем социального назначения и доступным жильем.

Исполнители:

Республиканский комитет АРК по земельным ресурсам, исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации
в АРК

Срок исполнения:

2008 год

4. Доработать генеральные планы городов Симферополя и Саки и утвердить их в установленном законом порядке; продолжить корректировку генеральных планов городов Алушты, Судака, Феодосии, Керчи.

Исполнители:

исполнительные комитеты Алуштинского, Судакского, Феодосийского и Керченского
городских советов

Срок исполнения:

2008 год

5. Предусмотреть средства в местных бюджетах на капитальный ремонт жилищного фонда в размере не менее 1 % балансовой стоимости его объектов; увеличить ассигнования местных бюджетов на формирование фондов жилья для временного проживания.
Во исполнение Указа Президента Украины от 8 ноября 2007 года № 1077/2007 "О мероприятиях по строительству доступного жилья в Украине и улучшению обеспечения граждан жильем" при разработке градостроительной и землеустроительной документации предусматривать резервирование территорий для размещения объектов доступного жилья, а также объектов жилищного строительства социального назначения.


Исполнители:

исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в АРК

Срок исполнения:

2008 год

6. Организовать обследование и оценку технического состояния жилых домов первых массовых серий.

Исполнители:

исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в АРК

Срок исполнения:

2008 год

7. Утвердить перечень городов и микрорайонов, планируемых к реализации проектов комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилья, и организовать работу конкурсных комиссий с целью определения инвесторов-застройщиков по проведению реконструкции микрорайонов устаревшего жилищного фонда.

Исполнители:

исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в АРК

Срок исполнения:

2008 год

8. Продолжить работу по льготному кредитованию молодежного жилищного строительства, в том числе за счет средств местных бюджетов, в рамках Государственной программы обеспечения молодежи жильем                          и Региональной программы по обеспечению молодежи жильем.

Исполнители:

Региональное управление Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству в АРК, Республиканское специализированное финансовое учреждение "Фонд молодежного жилищного кредитования"

Срок исполнения:

2008 год

9. Продолжить работу по льготному кредитованию индивидуальных сельских застройщиков в рамках Программы "Собственный дом".

Исполнители:

Крымский республиканский фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе

Срок исполнения:

2008 год

10. Обеспечить увеличение объемов строительства жилья для репатриантов и членов их семей.

Исполнители:

Республиканский комитет АРК по делам межнациональных отношений и депортированных граждан

Срок исполнения:

2008 год

11. Провести анализ обеспеченности в Автономной Республике Крым производственными мощностями строительно-монтажных организаций, строительными материалами и изделиями, необходимыми для строительства социального и доступного жилья.

Исполнители:

Министерство строительной политики
и архитектуры АРК

Срок исполнения:

2008 год

РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет бюджетных средств в рамках действующих на территории Автономной Республики Крым целевых программ (согласно приложениям 5, 6).
Кроме того, финансирование Программы предполагается также за счет следующих источников:
средств инвесторов, в том числе населения;
собственных средств предприятий и организаций;
кредитов банковских учреждений и других источников.

РАЗДЕЛ VII
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации Программы в 2008 году предполагается ввести в эксплуатацию 625,56 тыс. м2 общей площади жилых домов за счет инвестиций в общей сумме 1681,9 млн. грн.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, при их своевременном финансировании позволит:
повысить обеспеченность качественным современным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
сформировать благоприятные условия для строительства жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
создать условия для строительства доступного по стоимости жилья, в дальнейшем обеспечить его сооружение при государственной поддержке;
снизить расходы на строительство объектов социального и доступного жилья;
повысить ответственность органов местного самоуправления в части создания условий для повышения обеспеченности граждан жильем.