Ссылка на акт: 796-5/08

Untitled Document

УТВЕРЖДЕНО
Решение Верховной Рады
Автономной Республики Крым

19 марта 2008 года № 796-5/08

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В Конституционный Суд Украины

Верховная Рада
Автономной Республики Крым
95003, г. Симферополь,
ул. К. Маркса, 18

Представитель
(уполномоченное лицо):
первый заместитель Министра
Совета министров Автономной
Республики Крым – начальник
Главного юридического управления
Опанасюк Л.Н.

о соответствии Конституции Украины
(конституционности) Закона Украины
от 22 февраля 2000 года № 1490-III
"О закупке товаров, работ и услуг
за государственные средства"
(Ведомости Верховной Рады Украины,
2000 г., № 20, ст. 148;  2003 г., № 14,
ст. 98; 2004 г., № 5, ст. 27, № 8, ст. 67, 
№ 13, ст. 181;  2005 г., № 4, ст. 103,
№ 5, ст. 110, № 11, ст. 198, № 31,
ст. 420; 2006 г., № 14, ст. 118; 2007 г., № 9, ст. 67, № 28, ст. 383)

 

22 февраля 2000 года принят Закон Украины № 1490-III "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (далее – Закон), определяющий правовые и экономические основы осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.
Целями принятия Закона были создание конкурентной среды, предупреждение проявлений коррупции в сфере государственных закупок,               а также обеспечение прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижение оптимального и рационального их использования.
Считаем Закон не соответствующим следующим нормам Конституции Украины:
1. Статьей 42 Конституции Украины установлено право граждан на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция.
Данная норма Конституции Украины нарушается Законом, а именно расходы участников процедуры закупок (далее – участников) складываются:
из стоимости тендерной документации (статья 18-1);
из оплаты услуг экспертных организаций, привлекаемых для оценки тендерных предложений (статья 26);
из расходов, связанных с заключением договора (в том числе расходов, связанных с его нотариальным удостоверением) (статья 29).
Законом предусмотрены обязательное включение каждого участника в Тематический каталог участников процедур закупок и ежегодное обновление сведений данного каталога, что также связано с существенными расходами участников (статья 27).
Все вышеуказанные расходы участников согласно статье 29 Закона являются невозвратными средствами.
Таким образом, затраты участника в целом составляют 3–5 % от стоимости закупки.
В связи с этим участились случаи отказа предпринимателей от участия в торгах, что приводит к снижению конкурентоспособности участников и непривлечению потенциальных поставщиков к участию в торгах.
Существенно нарушает права предпринимателей–участников торгов возможность обжалования действий заказчика любыми другими лицами, не являющимися участниками закупок (статья 36).
Считаем нарушением конституционного принципа защиты конкуренции в предпринимательской деятельности фактическую монополию Тендерной палаты Украины (далее – Палата) на издание информационного бюллетеня в части обязательной публикации объявления об осуществлении закупки, другой информации о закупках, а также размещения данной информации на собственном сайте Тендерной палаты Украины в сети Интернет. Предпосылками для такой монополии являются требования к размещению информации о закупках, установленные статьей 4-1 Закона.
Все вышеперечисленные обстоятельства являются нарушением конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность, на обеспечение защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и от злоупотребления монопольным положением на рынке.

2. Расходы участников в процедуре закупок, как указывалось выше, согласно статье 29 Закона являются невозвратными средствами, что отражается на цене товаров, работ и услуг, приобретаемых за бюджетные средства. В свою очередь повышение цен и несвоевременная закупка особенно негативно сказываются на нормальном функционировании учреждений социальной сферы.
Это ограничивает установленные статьями 46 и 48 Конституции Украины права граждан на социальную защиту и обеспечение достаточного жизненного уровня.
3. Согласно статье 6 Конституции Украины государственную власть в Украине осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Общественные организации граждан в соответствии со статьей 36 Конституции Украины образуются и действуют для реализации и защиты прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов граждан.
Несмотря на то, что Законом статус Палаты определен как союз общественных организаций, статьей 17-3 Закона в качестве одной из задач Палаты определено содействие осуществлению общественного контроля в области государственных закупок, что является нарушением вышеназванных статей Конституции Украины.
Кроме этого, Палата выполняет целый ряд административно-управленческих функций, которые присущи государственным контролирующим органам, в силу действия некоторых норм Закона, а именно:
статьи 2 – в части обязательного уведомления Палаты об осуществлении закупки для текущих потребностей без применения процедур закупки;
статьи 3-3 – в части включения в состав Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате представителей от Палаты, а также установления порядка вступления в силу решений и заключений данной комиссии с даты их опубликования в информационном бюллетене, издаваемом Палатой;
статьи 12 – в части наделения Палаты контрольными функциями по отношению к членам тендерных комитетов;
статьи 17-3 – в части права Палаты давать заключения при осуществлении соответствующими правоохранительными, другими государственными органами проверок законности осуществления государственных закупок по их обращениям, при рассмотрении дел судом, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.
Кроме того, данной нормой Закона Палата наделена правом на всех этапах осуществления государственных закупок запрашивать и получать от заказчиков, участников, других лиц информацию, документы и материалы, в том числе о деятельности тендерного комитета заказчика, осуществленных заказчиком закупках, состоянии выполнения на любой стадии договоров о закупке, другую информацию. Отказ в предоставлении или непредоставление данной информации в течение срока, определенного Законом, является основанием для обращения Палаты в правоохранительные органы и Межведомственную комиссию по вопросам государственных закупок для принятия ими соответствующих мер реагирования.
Считаем наделение Палаты, имеющей статус союза общественных организаций, административными функциями, которые присущи государственным контролирующим органам, нарушением принципов, определенных в статьях 6 и 36 Конституции Украины.

Исходя из  вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 150 Конституции Украины Верховная  Рада Автономной  Республики  Крым  просит признать не соответствующими статьям 6, 36, 42, 46, 48 Конституции Украины (неконституционными) следующие статьи Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства": статью 4-1 – в части требований, установленных к размещению информации на Интернет-сайте; статьи 18-1, 26, 27, 29 – в части возложения расходов по участию в процедуре закупки на участников процедуры закупки; статью 36 –             в части права обжалования действий заказчика любыми другими лицами, не являющимися участниками закупок; статьи  2, 3-3, 12, 17-3 – в части наделения Тендерной палаты Украины административными функциями. 

Приложения:
1. Конституция Украины.
2. Закон Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства".

 
Председатель
Верховной Рады
Автономной Республики Крым                                              А. ГРИЦЕНКО