Ссылка на акт: 1071-6/12

1071pr

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым
26 декабря 2012 года № 1071-6/12

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2013–2016 годы

 

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Комплексная программа Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2013–2016 годы (далее – Программа) разработана в соответствии
с Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 года № 955 "Об утверждении Программы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи", Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998 года № 1303 "Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний", Стратегией экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10, Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 сентября 2007 года № 558-5/07 "Об обеспечении прав граждан Украины, проживающих в Автономной Республике Крым, на охрану здоровья и медицинскую помощь".

Программа включает комплекс направлений деятельности, направленных на реализацию как региональных мероприятий по выполнению государственных программ, так и мероприятий, необходимых для решения проблем регионального значения.

На показатели здоровья населения в значительной мере влияют социально-экономические условия, экология, образ жизни, а также доступность и уровень медицинской помощи, которые напрямую зависят от объемов финансирования отрасли здравоохранения.

Естественный прирост населения сохраняет отрицательное значение с некоторой положительной динамикой: в 2010 году он составил –2,68 %,
в 2011 году он составил –2,12 %, за 9 месяцев 2012 года он составил –1,23 %.

Вместе с тем за январь–сентябрь 2012 года, по данным Главного управления статистики в Автономной Республике Крым, зафиксировано снижение общего коэффициента естественного сокращения населения до –1,2 %, что является позитивным признаком комплексного интегрального подхода к реализации утвержденных государством социальных стандартов.

Как в Украине, так и в Автономной Республике Крым сохраняется тенденция старения населения. В 2011 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходились 693 нетрудоспособных гражданина. Продолжительность жизни населения в 2011 году составила 68–70 лет
(мужчины – 65 лет, женщины – 75 лет).

Среди причин смертности, как и в предыдущие годы, на первом месте находятся болезни системы кровообращения (70,4 %), на втором – злокачественные новообразования (12,35 %), на третьем – несчастные случаи, травмы, отравления (6,4 %).

В течение последних трех лет сохраняется отрицательная тенденция в состоянии здоровья детей и подростков. За 2010 год показатель заболеваемости составил 1282,9 на 10 тыс. детского населения, за 2011 год – 1329,2 на 10 тыс. детского населения, за 9 месяцев 2012 года – 996,9 на 10 тыс. детского населения. В структуре заболеваемости детского населения ведущее место занимают болезни органов дыхания и др.

Отмечается рост количества ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией возросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 3 %.

Ежегодно в Автономной Республике Крым регистрируются более 1000 новых случаев ВИЧ-инфекции, в основном среди лиц молодого, трудоспособного возраста.

В Автономной Республике Крым по состоянию на 1 октября 2012 года зарегистрированы 12512 ВИЧ-инфицированных. Диагноз СПИД установлен 2727 больным, в том числе 71 ребенку.

Умерли от заболеваний, обусловленных СПИДом, 1816 человек, в том числе 12 детей.

В 2012 году в Автономной Республике Крым ситуация по туберкулезу оставалась напряженной. Показатель заболеваемости туберкулезом в 2010 году составил 83,8 на 100 тыс. населения, в 2011 году – 76,3 на 100 тыс. населения, за 9 месяцев 2012 года – 76,5 на 100 тыс. населения. Показатель смертности от туберкулеза в 2010 году составил 19,1 на 100 тыс. населения, в 2011 году – 18,9 на 100 тыс. населения, за 9 месяцев 2012 года – 15,9 на 100 тыс. населения.

В регионе ежегодно увеличивается количество случаев заболевания мультирезистентным туберкулезом, который требует более длительного и дорогостоящего лечения. Количество случаев заболевания мультирезистентным туберкулезом, зарегистрированных в 2010 году, составило 154 человека, в 2011 году – 192 человека, за 9 месяцев 2012 года – 237 человек.

Развитие безвозмездного донорства в Автономной Республике Крым является одной из стратегических задач, выполнение которой позволяет обеспечить потребность в крови и ее препаратах в необходимом количестве с сохранением показателя экономической эффективности.

За 9 месяцев 2012 года количество безвозмездных донаций по Автономной Республике Крым снизилось на 1004 по сравнению с аналогичным периодом
2011 года. Данная тенденция наблюдается с 2010 года в связи с тем, что в течение последних лет не осуществлялся перерасчет и увеличение размера денежной компенсации донорам за донорский обед, что приводит к неполноценному возмещению энергетических затрат организма донора после сдачи крови.

В соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка государство обязано обеспечить право каждого ребенка родиться здоровым, выжить, иметь условия для всестороннего развития.

В автономии ежегодно регистрируется рождение детей с врожденными пороками развития, в 2010 году зарегистрировано 526 случаев, в 2011 году –
557 случаев, за 9 месяцев 2012 года – 421 случай. В настоящее время возможности проведения массового биохимического скрининга беременных в бюджетных лечебно-профилактических учреждениях в республике отсутствуют, проводятся отдельные исследования в частных лабораториях.

Показатель младенческой смертности в течение последних трех лет стабильный (2010 год – 8,77 на 1000 родившихся живыми, 2011 год – 9,04, за
9 месяцев 2012 года – 9,05). Наибольший удельный вес в причинной структуре младенческой смертности занимает синдром дыхательных расстройств. Около
30–40 % новорожденных детей требуется введение препаратов сурфактанта. Своевременное введение этих препаратов в адекватных дозах позволяет добиться быстрой стабилизации дыхательной функции у новорожденного, снизить уровень перинатальной смертности и предотвратить развитие осложнений со стороны органов дыхания в период новорожденности и раннего детского возраста.

Одно из первых мест в структуре заболеваемости и смертности жителей автономии занимают сердечно-сосудистые и сосудисто-мозговые заболевания (инфаркты и инсульты). Ежегодно в Украине каждые 6 из 10 смертей вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. В Автономной Республике Крым острым инфарктом миокарда (ОИМ) ежегодно заболевают около 2500 человек, из которых 27,3 % – в трудоспособном возрасте, умирают от ОИМ около 300 человек, из них 60 (15 %) – в трудоспособном возрасте. Высокая смертность от ОИМ отмечается в городах Симферополе, Ялте, Феодосии, Алуште, Симферопольском, Красногвардейском, Нижнегорском районах.

Рост заболеваемости населения гипертонической болезнью (около 33 %) и склерозом сосудов головного мозга является причиной значительного увеличения случаев острого нарушения мозгового кровообращения (инсультов). Ежегодно это заболевание получают около 6200 человек, в 80 % случаев больные, перенесшие инсульт, становятся инвалидами. В среднем в год от инсультов умирают до 2000 человек, 20 % – в трудоспособном возрасте.

Уровень инвалидности и смертности, обусловленных болезнями системы кровообращения, свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер для их преодоления.

Учитывая развитие интервенционной кардиологии и кардиохирургии в Автономной Республике Крым, средства в первую очередь необходимо направлять на приобретение медикаментов и изделий кардиохирургического назначения. Необходимо также оснащать отделения кардиохирургии современным оборудованием, что позволит повысить качество диагностики и оказания медицинской помощи при экстренных состояниях в кардиологии.

Повышение качества проводимых мероприятий по заместительной почечной терапии в предыдущие годы привело к увеличению продолжительности жизни больных, находящихся на гемодиализе, и  затрат в связи с увеличением количества больных, нуждающихся в этом виде медицинской помощи. Гемодиализ является крайне дорогостоящим видом лечения. В Автономной Республике Крым проживают более тысячи человек, страдающих хронической почечной недостаточностью. Количество больных на заместительной почечной терапии на 2013 год согласно реестру составляет
135 человек. При расчете стоимости терапии учитываются медицинская составляющая (формирование сосудистого доступа, сама процедура диализа) и техническая составляющая (контроль качества воды, микробиологические исследования смывов с диализных аппаратов и залов, обеспечение стерильности материалов и инструментов, санитарный контроль воздуха залов). При проведении гемодиализа могут возникать побочные реакции, для купирования которых требуются использование процедуры плазмафереза и введение эритропоэтинов.

В настоящее время в Украине не получила широкого распространения практика пересадки органов. В Автономной Республике Крым на диспансерном учете находятся только 26 пациентов. Эти люди абсолютно и полностью зависят от приема препаратов иммуносупрессии, которые подавляют отторжение пересаженного органа.

Злокачественные новообразования вместе с болезнями сердечно-сосудистой системы определяют уровень здоровья нации, поскольку рак – одна из основных причин смертности и инвалидизации населения, в том числе людей трудоспособного возраста. Ежегодно регистрируются более 6 тысяч новых случаев онкологических заболеваний, умирают от рака около трех тысяч человек. Так, показатель заболеваемости онкопатологией в автономии как в 2010 году, так и в 2011 году составил 368,6 на 100 тыс. населения, за 9 месяцев 2012 года – 378,2 на 100 тыс. населения.

Автономная Республика Крым по количеству онкологических больных занимает одно из первых мест в Украине. Согласно расчетам стоимости лечения, произведенным на основании стандартов химиотерапии, для обеспечения бесплатного проведения химиотерапии онкологическим больным и химиотерапии больным миелолейкозами ежегодно требуются 120,0 млн. грн.

Успех лечения онкозаболеваний во многом определяется их своевременным диагностированием. Поэтому, кроме лекарственных препаратов, требуется обеспечение бесперебойной работы 8 маммографических комплексов и бесплатного маммографического обследования женщин в Автономной Республике Крым.

Для повышения уровня жизни людей, страдающих заболеваниями органов зрения и слуха, необходимо осуществление мероприятий по соответствующему оперативному лечению, точной диагностике и протезированию.

Такие мероприятия, как обеспечение инвалидов и детей-инвалидов слуховыми аппаратами, обеспечение оперативного лечения больных катарактой, являются мероприятиями, которые улучшают качество жизни людей. Неполное удовлетворение потребностей в зрении и слухе приводит к значительному снижению возможностей адаптации в обществе.

Одним из стратегических приоритетов у спешной реализации Программы экономических реформ на 2010–2014 годы "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство", принятой 2 июня 2010 года Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины, является развитие первичного уровня оказания медицинской помощи на базе центров первичной медико-санитарной помощи, в состав которых входят амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Остается нерешенной проблема укомплектованности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения . Укомплектованность штатных врачебных должностей составляет по городским лечебно-профилактическим учреждениям 78 %, по республиканским – 69 %, по центральным районным больницам – 72 %, укомплектованность штатных должностей специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием составляет 91 %. Удельный вес укомплектованности штатных должностей составляет в участковых больницах: врачей – 84 %, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием – 98 %; в сельских врачебных амбулаториях: врачей – 77 %, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием – 94 %; в ФАПах специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием – 90 %. Недоукомплектованность штатных должностей в основном связана с необеспеченностью медицинских работников (прежде всего молодых специалистов) жильем, низким уровнем среднемесячной заработной платы, отсутствием социальных льгот.

Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений Автономной Республики Крым нуждается в замене устаревшего медицинского оборудования, во внедрении новых прогрессивных технологий.

Средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реализацию законов, регулирующих вопросы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи и социальной защиты работников здравоохранения, в первую очередь в сельской местности, недостаточно. Необходимы дополнительные финансовые ресурсы для осуществления мероприятий, направленных на решение вышеуказанных вопросов, в том числе на повышение социального статуса и улучшение социальной защиты медицинских работников, работающих в учреждениях здравоохранения сельской местности.

В связи с принятием Закона Украины "Об экстренной медицинской помощи" необходимыми являются мероприятия по реформированию системы оказания медицинской помощи гражданам в неотложных состояниях.

На сегодняшний день в свете проводимых реформ остро стоят вопросы организации единой системы оказания экстренной медицинской помощи в Автономной Республике Крым, оснащения структурных подразделений единой системы лечебно-диагностическим оборудованием, современным транспортом согласно утвержденным нормативным документам.

Ключевыми приоритетами политики отрасли здравоохранения в автономии являются:

создание среды, благоприятной для жизни;

борьба с социально опасными заболеваниями;

обеспечение улучшения качества жизни больных, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями;

переход на качественно новый уровень медицинского обеспечения населения в соответствии с международными стандартами;

развитие санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации в Автономной Республике Крым;

развитие добровольного медицинского страхования в Автономной Республике Крым.

Программа разработана с учетом задач, определенных в Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на   2011–2020 годы, утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10.

 

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

1. Целью Программы является реализация государственной политики в   сфере здравоохранения, направленной на улучшение качества оказания медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни населения Автономной Республики Крым, для успешного осуществления комплекса социально-экономических реформ в автономии.

2. Достижение цели будет осуществляться путем реализации комплекса следующих направлений и приоритетов:

2.1. Приоритет 1: развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.

Основные задачи:

1) формирование сети учреждений здравоохранения, системы первичной медико-санитарной помощи в сельской местности:

снижение заболеваемости и распространенности заболеваний в сельской местности, диспансеризация населения;

строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений первичного звена;

2) широкое развитие сети амбулаторий общей практики семейной медицины:

улучшение уровня укомплектования медицинскими кадрами учреждений здравоохранения сельской местности;

выплата социальной помощи медицинским работникам, работающим в лечебных и учебных заведениях сельской местности;

создание условий для обеспечения социальной стабильности в сельских регионах Автономной Республики Крым;

обеспечение доступности оказания медицинской помощи в сельской местности с целью реформирования системы медицинского обслуживания.

2.2. Приоритет 2: создание условий для улучшения здоровья населения, обеспечения равного и справедливого доступа к качественным медицинским услугам.

Основные задачи:

1) интеграция возможностей медицинских учреждений региона в едином медицинском и финансовом поле с организацией внутреннего рынка медицинских услуг, четким разделением функций между ними и общей ответственностью за конечный результат:

улучшение организации медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями;

создание условий для увеличения периода активного долголетия и продолжительности жизни людей;

снижение уровней заболеваемости, инвалидности, смертности населения;

создание условий для приоритетного развития охраны материнства и детства;

повышение эффективности и качества оказания специализированной лечебно-профилактической помощи;

профилактика и борьба с ВИЧ/СПИДом;

развитие службы крови и донорства;

организация системы экстренной медицинской помощи;

профилактика и лечение вирусных гепатитов;

улучшение качества и продолжительности жизни пожилых людей;

улучшение качества жизни людей, страдающих заболеваниями органов зрения и слуха;

мероприятия по заместительной почечной терапии;

профилактика и борьба с туберкулезом;

улучшение репродуктивного здоровья;

борьба с онкологическими заболеваниями у детей и взрослых;

проведение бесплатных анализов и исследований (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар);

проведение иммунопрофилактики населения автономии;

обеспечение охраны здоровья детей;

лечение и обеспечение больных гемофилией;

лечение и профилактика сахарного диабета;

улучшение материально-технической и лечебно-диагностической баз учреждений здравоохранения второго и третьего уровней;

2) демократизация системы здравоохранения с возможностью предоставления общественности местными органами власти информации об использовании средств бюджета, выделяемых на здравоохранение; организация диалога с населением по его планированию и рациональному распределению:

внедрение добровольного медицинского страхования;

усиление государственного контроля качества лекарственных средств на территории Автономной Республики Крым в части предотвращения ввоза    и      распространения некачественных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств;

3) рациональное использование сети санаторно-курортных учреждений с созданием специализированных центров санаторно-курортного лечения, реабилитации:

оздоровление ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

3. Для решения поставленных задач предусмотрено выполнение мероприятий Программы.

 

РАЗДЕЛ III
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Основные ожидаемые общественно значимые результаты Программы:

предоставление социальной помощи медицинским работникам, работающим в учреждениях здравоохранения сельской местности;

снижение уровня первичного выхода на инвалидность (в первую очередь лиц трудоспособного возраста) путем предотвращения осложнений неинфекционных заболеваний среди населения;

достижение нормативных сроков прибытия бригады скорой медицинской помощи к пациенту: в городе – до 10 минут, в сельской местности – до 20 минут;

увеличение продолжительности жизни больных хронической почечной недостаточностью до 5–7 лет;

снижение показателей инвалидности и смертности больных острой почечной недостаточностью на 3 %;

обеспечение социально-психологической и трудовой реабилитации нефрологических больных;

стабилизирование заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний в 2013–2016 годах и достижение снижения темпов их роста на 10 % (уменьшение заболеваемости и смертности от рака молочной железы, шейки матки, рака предстательной железы);

уменьшение частоты прерывания лечения до 8 % путем создания социально-материальной мотивации для лечения малоимущих больных;

снижение числа запущенных случаев рака визуальных локализаций на 5 %, что приведет к большему охвату лечением и увеличению процента выживаемости больных;

увеличение на 10 % количества выявления онкологических новообразований на ранних стадиях;

обеспечение доступной бесплатной медицинской помощи и эффективной социальной поддержки онкологических больных;

увеличение уровня осведомленности населения об онкологических заболеваниях;

снижение до 2 % передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

обеспечение у 100 % детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, раннего выявления случаев инфицирования;

усовершенствование системы добровольного консультирования и тестирования с целью ранней диагностики ВИЧ;

внедрение добровольного медицинского страхования с целью создания единой системы мотивирования страховых компаний для работы с населением всех возрастных категорий.

Выполнение мероприятий Программы позволит реализовать задачи, поставленные в Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011–2020 годы , утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 22 декабря 2010 года № 121-6/10.

Основные прогнозные показатели реализации Программы представлены в  Приложении 1 .

 

РАЗДЕЛ IV
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Финансирование Программы осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых в Государственном бюджете Украины, бюджете Автономной Республики Крым и местных бюджетах на соответствующие цели, а также за счет иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

 

РАЗДЕЛ V
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных в Приложении 2, а также путем разработки и выполнения региональных мероприятий.

 

РАЗДЕЛ VI
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

 

Координация выполнения Программы осуществляется Министерством здравоохранения Автономной Республики Крым.

Непосредственный контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется Советом министров Автономной Республики Крым.

С целью контроля за ходом выполнения Программы исполнители ежеквартально будут предоставлять в Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.

Министерство здравоохранения Автономной Республики Крым будет ежеквартально проводить анализ выполнения Программы и мониторинг использования средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы, информировать Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения Программы.