Ссылка на акт: 1072-6/12

372

УТВЕРЖДЕНО


Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

26 декабря 2012 года № 1072-6/12

 

 

ПРОГРАММА
содействия развитию гражданского общества

в Автономной Республике Крым на 2013–2015 годы

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Программа содействия развитию гражданского общества в Автономной Республике Крым на 2013–2015 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Украины , Конституцией Автономной Республики Крым , законами Украины " О государственных целевых программах", "О благотворительности и благотворительных организациях", "О волонтерской деятельности", "О доступе к публичной информации", "О принципах внешней и внутренней политики", "О Совете министров Автономной Республики Крым", "О социальном диалоге", Указом Президента Украины от 24 марта 2012 года № 212/2012 "О Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине и первоочередных мероприятиях по ее реализации", постановлениями Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года № 996 "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики", от 12 октября 2011 года № 1049 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка", от 31 января 2007 года № 106 "Об утверждении Порядка разработки и выполнения государственных целевых программ" .

В современном демократическом государстве создание условий для развития гражданского общества является ключевым и обязательным фактором, обеспечивающим необходимую платформу для формирования активной позиции демократических институтов и налаживания отношений между государством и институтами гражданского общества на принципах партнерства, взаимопонимания и взаимной ответственности.

В процессе развития отношений между государством и гражданским обществом актуализируются проблемы публичного и прямого участия населения, в первую очередь общественных объединений, в решении политических, социально-экономических и духовно-гуманитарных задач, стоящих перед обществом, в формировании соответствующих направлений государственной и региональной политики. Кроме того, присутствует постоянная необходимость во внедрении новых, продуктивных подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов.

В настоящее время в Украине созданы и работают структуры, обеспечивающие взаимодействие институтов гражданского общества и государственных органов в решении важных для государства и общества проблем. Объединения граждан оказывают значительное влияние на повышение качества управленческих решений, принимаемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, осуществляют контроль за их реализацией посредством проведения общественных экспертиз, мониторинговых исследований, консультаций, общественных слушаний, других мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Гражданская инициатива является обязательным элементом, обеспечивающим эффективное развитие общества и демократического государства. Мировая практика показывает, что в странах, стоящих на пути динамичного развития демократических процессов, активный экономический рост, как правило, происходит в тех регионах, где есть устойчивые традиции участия гражданских объединений в государственном управлении, где аккумулируется социальный капитал.

Активизация деятельности гражданского общества является также одной из важнейших предпосылок успешного проведения административной реформы, перспективного реформирования системы власти.

Общественные объединения выполняют роль посредника между органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и жителями территориальных громад, организуют стабильный публичный диалог по ключевым вопросам развития региона, вопросам защиты гражданских прав и свобод населения. Они служат надежным механизмом коммуникации между территориальным сообществом и органами власти того или иного региона. С их помощью органы управления получают информацию об эффективности своих действий, прогнозируют последствия необходимых, в том числе непопулярных, решений.

Институты гражданского общества объединяют наиболее активную, социально ответственную и, как правило, наиболее образованную и компетентную часть населения. Они способны не только выражать интересы граждан, громад, различных социальных групп, организовывать их на самостоятельное решение проблем, но и квалифицированно участвовать в решении региональных (местных) проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления региона.

Интенсивное развитие соответствующих процессов в Украине формирует для Автономной Республики Крым объем определенных заданий регионального характера. Создание как необходимых, базовых, так и перспективных условий для укрепления и развития гражданского общества в его региональном измерении предопределяется использованием лучшего мирового и европейского теоретического и практического опыта развития демократических институтов, совершенствования механизмов коммуникации власти и общества и обеспечивается системным подходом при формировании нормативно-методологической базы и последовательной реализации комплекса необходимых мероприятий.

Действия, направленные на формирование в Автономной Республике Крым регионального сообщества, обладающего всеми признаками и характеристиками гражданского общества, предполагают укрепление прав и свобод граждан, устойчивый открытый диалог власти и общества как условие повышения эффективности государственного управления, наличие постоянной площадки для проведения общественной дискуссии по актуальным вопросам общественного развития с целью преодоления острых противоречий, а также последовательное обеспечение условий для раскрытия потенциала личности каждого гражданина, трансформации его индивидуальных интересов в гражданскую инициативу, мотивированное направление его социальной активности на достижение коллективных, общественно значимых целей.

Позитивным результатом данных процессов является продуктивное осуществление социально-экономических и духовно-гуманитарных преобразований в Автономной Республике Крым на основе консолидации человеческого потенциала региона.

 

РАЗДЕЛ ІІ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Общественно-политическая ситуация в Автономной Республике Крым устойчиво сохраняет характеристики стабильности благодаря системе эффективного регулирования всех влияющих на нее факторов и последовательной позитивной динамике экономического развития региона.

По данным Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым на 1 декабря 2012 года в Автономной Республике Крым зарегистрированы около 1,3 тыс. общественных объединений (объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранские, правозащитные, молодежные, отраслевые, научные, женские и другие организации), которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни.

В последние годы органами исполнительной власти, органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества. Так, например, с февраля 2011 года во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года № 996 "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики" с целью привлечения институтов гражданского общества к процессам формирования и реализации государственной политики, содействия гражданским инициативам создан и эффективно работает Общественный совет при Совете министров Автономной Республики Крым, в состав которого вошли представители 51 института гражданского общества. Общественные советы созданы и функционируют при районных государственных администрациях в Автономной Республике Крым, исполнительных комитетах городских советов (городов республиканского в Автономной Республике Крым значения). Отраслевые консультативно-совещательные органы с участием представителей институтов гражданского общества созданы при министерствах и республиканских комитетах Автономной Республики Крым.

Наряду с положительными тенденциями в развитии гражданского общества на территории Автономной Республики Крым в данной сфере существует ряд проблемных аспектов.

При наличии очевидных тенденций, связанных с возрастающей ролью общественных организаций в развитии общественно-политических процессов на территории Автономной Республики Крым, в целом позиция граждан относительно как участия в деятельности институтов гражданского общества, так и членства в них остается пассивной.

Позитивная практика сотрудничества органов власти с общественностью не приобрела системного характера, при этом уровень доверия между сторонами диалога в системе "власть–общество" остается низким. Большинство общественных организаций в силу ряда причин не имеют доступа к государственной финансовой поддержке. Потенциал общественных организаций в деле предоставления социальных услуг населению не используется в полной мере. Большинство общественных лидеров остаются пассивными в решении разнообразных общественных проблем.

Социологическими исследованиями фиксируется взаимное недоверие между представителями власти и институтов гражданского общества, которое на практике выражается в отчужденности и в отдельных случаях в радикальном противостоянии вместо солидарной ответственности за решение вопросов местного развития. В то же время институты гражданского общества демонстрируют низкий уровень связи с социальными группами регионального сообщества и территориальных громад, что способствует распространению общественного недоверия к их деятельности, негативно влияет на интенсивность участия граждан в деятельности институтов гражданского общества, самоорганизации и частной благотворительности. Значительная часть институтов гражданского общества в той или иной степени зависит от властных или коммерческих интересов и не имеет постоянной социальной базы для своей деятельности. Неоднозначно оценивается также активное стимулирование деятельности отечественных институтов гражданского общества за счет грантов, предоставляемых иностранными некоммерческими фондами и правительственными организациями зарубежных стран. Отсутствие социальной базы вызывает зависимость институтов гражданского общества от конкретных источников финансирования, что делает невозможным определение на местном уровне четких приоритетов общественной активности. К распространенным внутренним факторам, препятствующим эффективной деятельности институтов гражданского общества, относится также ненадлежащее правовое и информационное сопровождение деятельности общественных организаций.

Общественные организации не всегда привлекаются к обсуждению проектов целевых региональных и местных программ социально-экономического развития, других документов, еще реже – к разработке указанных актов. Не обобщается и системно не распространяется информация об "историях успеха" – успешных проектах, которые были реализованы институтами гражданского общества в регионе в течение определенного периода времени, а также о проектах, которые по различным причинам не удалось реализовать.

Недостатком в работе некоторых органов власти остается то, что свое содействие развитию институтов гражданского общества они рассматривают только как осуществление коммуникаций с общественностью, частично – формирование гражданской культуры, исключая, например, такие перспективные механизмы как поддержка (в том или ином виде) общественных инициатив, проектов, привлечение институтов гражданского общества к оказанию социальных услуг населению, и другие практические формы взаимодействия, направленные на развитие потенциала общественных объединений.

Основными причинами вышеперечисленных проблем являются низкий уровень осознания гражданами демократических механизмов самоорганизации и участия в процессе решения местных проблем; несовершенство местных механизмов содействия развитию гражданского общества; изолированность, недостаточная координированность и институциональная слабость институтов гражданского общества; отсутствие конструктивного диалога между властью и общественностью.

Программа позволит закрепить на республиканском уровне механизмы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, расширить их сферу ответственности за реализацию текущих и долгосрочных мероприятий, направленных на содействие развитию гражданского общества, повысить уровень активности институтов гражданского общества.

Кроме того, Программа содержит комплекс мер, направленных на содействие развитию гражданского общества на территории Автономной Республики Крым с последующим формированием устойчивых долгосрочных взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества автономии.

РАЗДЕЛ ІІІ

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель Программы – создание благоприятных условий для дальнейшего развития в Автономной Республике Крым гражданского общества, реализации прав граждан на участие в формировании региональной политики, решении вопросов территориального (местного) значения путем выстраивания диалога и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, органов местного самоуправления с институтами гражданского общества на принципах сотрудничества, партнерства и взаимоответственности.

Основными задачами реализации Программы являются:

создание благоприятных условий для развития на территории Автономной Республики Крым гражданского общества;

создание действенных моделей и социальных технологий, обеспечивающих эффективное партнерство органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, органов местного самоуправления с субъектами гражданского общества в формировании региональной политики;

создание условий для деятельности в системе гражданского общества общественных объединений, максимальное использование их потенциала для эффективного решения социально значимых проблем региона;

повышение уровня профессиональной компетентности государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия и коммуникации с институтами гражданского общества;

формирование положительного имиджа органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, органов местного самоуправления ;

обеспечение надлежащего уровня информированности (осведомленности) населения о деятельности институтов гражданского общества и органов власти посредством проведения широкой информационно-просветительской кампании.

РАЗДЕЛ ІV

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных в Приложении.

 

РАЗДЕЛ V

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством Украины, в пределах реальных возможностей доходной части бюджетов.

Ориентировочный объем финансирования Программы за счет средств бюджета Автономной Республики Крым всего – 1677,2 тыс. грн., в том числе: 2013 год – 593,0 тыс. грн., 2014 год – 542,1 тыс. грн., 2015 год – 542,1 тыс. грн.

Объем финансирования Программы определяется ежегодно при формировании проектов бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов на соответствующий год.

Контроль за использованием бюджетных средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Программы, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

 

РАЗДЕЛ VІ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация Программы позволит:

стимулировать дальнейшее развитие гражданского общества в Автономной Республике Крым и укрепить его институты;

активизировать участие институтов гражданского общества и общественности в формировании и реализации государственной и региональной политики;

повысить уровень доверия населения к органам власти и институтам гражданского общества;

создать систему информационной поддержки процесса развития гражданского общества и доступа граждан к информации;

повысить уровень знаний государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам взаимодействия и коммуникации с институтами гражданского общества;

сформировать положительный имидж органов власти;

обеспечить оптимизацию расходования бюджетных средств, направленных на развитие гражданского общества в Автономной Республике Крым .

 

РАЗДЕЛ VІІ

КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ

ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Контроль за ходом выполнения Программы возлагается на Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по нормотворческой деятельности, организации работы Верховной Рады и связям с общественностью и Постоянную комиссию Верховной Рады Автономной Республики Крым по бюджетной, экономической и инвестиционной политике.

Координация мероприятий Программы осуществляется Управлением делами Совета министров Автономной Республики Крым.