Ссылка на акт: 387-5/07

Untitled Document

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

22 марта 2007 года № 387-5/07

Программа развития инвестиционной деятельности
в Автономной Республике Крым на период до 2010 года

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа развития инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым до 2010 года (далее – Программа) разработана во исполнение Указа Президента Украины от 28 октября 2005 года № 1513/2005   "О мероприятиях по улучшению инвестиционного климата в Украине" с учетом положений Постановления Кабинета Министров Украины  от 28 декабря2001 года № 1801 "Об утверждении Программы развития инвестиционной деятельности  на 2002–2010 годы" и в соответствии  с пунктами 3, 12 части 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым.
На основе анализа результатов инвестиционного развития Автономной Республики Крым за 2001–2006 годы определены цели инвестиционного развития республики и пути их достижения.

РАЗДЕЛ II
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. В стабильном развитии экономики решающую роль играет научно обоснованная региональная инвестиционная политика. Именно она определяет реальные источники, направления, структуру инвестиций, осуществление рациональных и эффективных мероприятий по выполнению общегосударственных, региональных и местных социально-экономических и инновационных программ, производственных процессов на макро- и микроуровнях.
2.2. Внешнеэкономическая деятельность.
Экспортно-импортные операции.
За 2001–2006 годы экспорт товаров в Автономной Республике Крым возрос на 181,8 млн. долл. США, импорт – на 105,2 млн. долл. США. За анализируемый период сохранилось положительное сальдо внешней торговли товарами. В 2006 году предприятия и организации Автономной Республики Крым экспортировали товары в 109 стран мира на 400,1 млн. долл. США. Положительное сальдо внешней торговли товарами достигло 169,2 млн. долл. США.
Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию, Итальянскую Республику, Республику Турция, Республику Беларусь, Федеративную Республику Германия, Чешскую Республику.

Динамика экспорта-импорта товаров за 2001–2006 годы (млн. долл. США)


В 2006 году из 82 стран мира ввезено товаров на сумму 230,9 млн. долл. США. Наибольшие импортные поступления осуществлялись из Российской Федерации, Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики, Республики Турция, Королевства Нидерландов, Китайской Народной Республики, Сирийской Арабской Республики.
В общем объеме импорта товаров доминируют механические машины, оборудование и запасные части к ним, строительные материалы, средства наземного транспорта, черные металлы, алкогольные и безалкогольные напитки.
В товарной структуре экспорта товаров на протяжении шести лет преобладали красители и пигменты, продукция неорганической химии, механические машины и оборудование, электрические машины и оборудование, а также плавучие средства.
Среднегодовой темп прироста экспорта услуг за 2001–2006 годы составил 20,6 %. Торгово-экономическое сотрудничество с партнерами из 137 стран мира на внешнем рынке в сфере услуг в 2006 году осуществляли 454 субъекта хозяйственной деятельности Автономной Республики Крым.

Динамика экспорта-импорта услуг за 2001–2006 годы (млн. долл. США)


Основными странами-партнерами Автономной Республики Крым в экспорте услуг являются Российская Федерация, Республика Кипр, Виргинские Британские Острова, Объединенное Королевство Великобритании, Республика Турция, в импорте услуг – Российская Федерация, Республика Кипр, Республика Сейшельские острова, Греческая Республика, Королевство Дания.
Структура экспорта-импорта услуг в 2001–2006 годах остается традиционной – преобладают услуги транспортного комплекса.
2.3. Иностранные инвестиции.
Совокупный капитал (инвестиции и задолженность по кредитам и займам) нерезидентов, размещенный в экономике Автономной Республики Крым, по состоянию на 1 января 2007 года составил 635,8 млн. долл. США.
При этом объемы прямых иностранных инвестиций составили  577,4 млн. долл. США.
За 2006 год в экономику Автономной Республики Крым от зарубежных предпринимателей поступило прямых иностранных инвестиций на сумму  120,5 млн. долл. США, в том числе из стран СНГ – 48,7 млн. долл. США (40,4 % общего объема), из других стран мира – 71,8 млн. долл. США (59,6 % общего объема).
Результатом налаженных долгосрочных связей между странами является активное инвестиционное сотрудничество Автономной Республики Крым  с партнерами из Российской Федерации, Федеративной Республики Германия, Виргинских Британских Островов, Республики Кипр, США, Республики Узбекистан, Швейцарской Конфедерации, Объединенного Королевства Великобритании и Латвийской Республики. На долю вышеперечисленных стран-инвесторов приходится 90,2 % общего объема прямых иностранных инвестиций.
Основная доля иностранного капитала в Автономной Республике Крым традиционно сосредоточена в сферах охраны здоровья и социальной помощи, промышленности, гостиничного хозяйства.
2.4. Инвестиционная деятельность.
За период 2001–2004 годов рост объемов инвестиций в основной капитал на 1 % обеспечивал прирост валовой добавленной стоимости в среднем на 0,3 %.

Соотношение капитальных вложений к общему объему валовой добавленной
стоимости в Автономной Республике Крым (%)


За 2005 год и 9 месяцев 2006 года предприятиями и организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования освоено 4084,1 млн. грн. и соответственно 2657,6 млн. грн. капитальных инвестиций. Преобладающую часть из них (более 80 %) составляли инвестиции в основной капитал (в капитальное строительство и приобретение машин и оборудования).
За 2005 год предприятиями и организациями всех форм собственности за счет всех источников финансирования освоено 3374,6 млн. грн. инвестиций в основной капитал (капитальных вложений), что в сопоставимых ценах на 0,9 % выше уровня 2004 года и почти в 2,7 раза больше, чем в 1995 году.
За январь–сентябрь 2006 года предприятиями и организациями за счет всех источников финансирования освоено 2266,1 млн. грн. инвестиций в основной капитал (капитальных вложений).

Подпись: Индексы инвестиций в основной капитал

По сравнению с соответствующим периодом 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 21,2 %. В капитальное строительство было направлено 1049,3 млн. грн., на приобретение машин и оборудования – 1099,0 млн. грн.
Вместе с тем капитальные вложения в экономику республики в 2005 году составляли лишь 41,8 % от уровня 1990 года.
Доля Автономной Республики Крым  в общем объеме инвестиций  в основной капитал Украины в последние годы менялась незначительно и составила в 2005 году 3,6 %, что на 0,9 процентного пункта выше,  чем в 1995 году.
В 2005 году по объемам капитальных вложений Автономная Республика Крым среди регионов Украины занимала 10-е место, как и в 2003 году                    (в 2004 году – 11-е место).

Структура инвестиций в основной капитал в 2005 году по источникам финансирования   (в % по отношению к общему объему)

В последние годы изменилась структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.
За счет собственных средств предприятий и организаций в 2005 году освоено 52,0 % всех вложений, доля этих средств в общем объеме инвестиций    в основной капитал по  сравнению с 2004 годом уменьшилась  на 10,4 процентных пункта. На 2,0 процентных пункта также уменьшилась доля средств, поступающих из Государственного бюджета Украины, и составила 8,2 % всех капитальных вложений (277,3 млн. грн.). Средства местных бюджетов разных уровней (включая субвенции из Государственного бюджета Украины) уменьшились на 4,3 процентного пункта и составляли 141,8 млн. грн. (4,2 %).
Следует отметить, что за последние годы значительно возрос удельный вес капитальных вложений, осуществленных за счет средств иностранных инвесторов.  В 2005 году за счет этих средств освоено 365,4 млн. грн. инвестиций в основной капитал (10,8 % от общего объема вложений по сравнению с 4,4 %  в 2004 году и 1,6 %  в 1997 году).
Населением на индивидуальное жилищное строительство использовано 4,3 % от общего объема капитальных вложений, в 1997 году – 23,4 %.
По сравнению с 2004 годом доля кредитного финансирования инвестиций в основной капитал возросла на 7,6 процентного пункта и составила в 2005 году 453,5 млн. грн. (за счет кредитов банков было освоено 13,5 % от общего объема капитальных вложений, из которых 6,2 %, или 209,9 млн. грн., – за счет кредитов иностранных банков).
2.5. Освоение инвестиций в основной капитал по регионам.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли объемы инвестиций в основной капитал в 14 регионах Автономной Республики Крым, в 6 из них на протяжении 2004–2005 годов наблюдалась положительная динамика роста объемов капитальных вложений.
Наиболее активно осваивались капитальные вложения в городах Красноперекопске (за счет реализации инвестиционного проекта "Реконструкция содового производства"), Саки, Бахчисарайском, Красноперекопском, Первомайском, Сакском и Советском районах, где объемы инвестиций возросли в 1,5 раза и более, в Черноморском районе – в 2,2 раза        (за счет капиталовложений на обустройство газовых месторождений).

Структура инвестиций в основной капитал в 2005 году по регионам
(в % по отношению к общему объему)

Следует отметить значительное наращивание объемов инвестиций в 2005 году в таких районах, как Красноперекопский (на 93,4 %), Сакский         (на 89,3 %), Бахчисарайский (на 82,5 %), Первомайский (на 61,4 %), и в г. Саки (на 50,4 %). Ухудшилась ситуация в г. Керчи, где капиталовложения уменьшились по сравнению с 2004 годом на 64,5 % (за счет освоения  в 2004 году значительных объемов инвестиций в основной капитал в строительство троллейбусного депо и реконструкцию первой очереди водовода).
В расчете на душу населения наибольшие объемы инвестиций освоены в городах Алуште, Армянске, Красноперекопске, Ялте и Черноморском районе, где значительно превышен средний показатель по Автономной Республике Крым, который составляет 1704,0 грн. (в 2004 году – 1376,0 грн.).
Вместе с тем в 17 регионах этот показатель значительно ниже среднего.           В Белогорском районе на душу населения освоено лишь 149,0 грн., что на 91,3 % ниже, чем в среднем по республике, в Нижнегорском районе – 185,0 грн. (на 89,1 % ниже), Джанкойском районе – 200,0 грн. (на 88,3 % ниже).
Следует отметить, что на территории 3 регионов суммарно освоена почти половина всех инвестиций в основной капитал в республике (города Симферополь, Ялта, Феодосия).
2.6. Освоение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности.
В общем объеме инвестиций в основной капитал традиционно весомую долю (21,3 %) составляют инвестиции в развитие промышленности.                  За 2005 год в целом по отраслям промышленности наблюдается снижение инвестиций по сравнению с 2004 годом на 16,8 %. При этом темп освоения инвестиций в основной капитал в добывающей промышленности уменьшился на 32,0 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 32,1 %, в то же время в обрабатывающей промышленности, где освоено более половины  всех капиталовложений промышленности (55,1 %), инвестиции возросли на 0,9 %. В 2005 году инвестиционно привлекательными были предприятия химической и нефтехимической промышленности (50,5 % всех вложений в обрабатывающую промышленность).
Произошли положительные изменения, касающиеся инвестирования в 2005 году рыбного хозяйства, объемы которого по сравнению с 2004 годом возросли почти на четверть (24,1 %), в 2004 году было снижение инвестирования почти на 43,1 %. Существенно увеличились инвестиции в капитальное строительство и переоснащение гостиничного хозяйства и ресторанов (на 45,8 % по сравнению с 2004 годом), в предприятия и учреждения, которые занимаются операциями с недвижимостью (на 42,0 % по сравнению с 2004 годом). Более чем наполовину возросли капитальные вложения в жилищное строительство.
Наряду с этим инвесторы не уделяли должного внимания объектам водного транспорта, исследованиям и разработкам, объемы капитальных вложений на развитие которых уменьшились на 80 %. На 40–48 % уменьшилось инвестирование предприятий авиационного и наземного транспорта и сферы информатизации, на 33–47 % – учреждений государственного управления,  здравоохранения и на 23 % – образования. На развитие объектов здравоохранения направлено 4,3 % объемов капитальных вложений, что  на 2,2 процентного пункта меньше, чем в 2004 году.
Снизилась инвестиционная активность в таком виде экономической деятельности, как вспомогательные транспортные услуги, где темп освоения инвестиций составлял 63,1 %, а удельный вес в общем объеме инвестиций уменьшился на 2,6 процентных пункта. На протяжении 2001–2004 годов наблюдалось ежегодное возрастание капиталовложений в эту сферу (самый высокий показатель наблюдался в 2002 году – на 63,2 %).
Привлекательными для инвесторов остаются предприятия связи, в которые вложены 13,8 % от общего объема инвестиций по автономии. За 2005 год капитальные вложения в развитие связи возросли по сравнению  с 2004 годом на 58,0 %. Почти две трети этих средств использованы на приобретение оснащения.
Доля инвестиций в сельское хозяйство в течение последних лет значительно не менялась и колебалась от 6,6 % в 2001 году до 7,8 %                      в 2005 году, что на 1 процентный пункт выше уровня предыдущего года.                По сравнению с 2004 годом объем инвестиций увеличился на 17,0 %.

2.7. Ввод в действие производственных объектов и мощностей.

Рост объемов инвестиций в основной капитал в Автономной Республике Крым в последние годы способствовал завершению строительства значительного количества объектов. За 2005 год завершен строительством и введен в эксплуатацию ряд производственных объектов и мощностей, среди которых линии электропередачи напряжением 0,4 кВ на 24,19 км, трансформаторные подстанции магистральных линий электропередачи напряжением 220-750 кВ на 0,8 тыс. кВА, электростанции, которые работают на энергии ветра, мощностью 7,1 тыс. кВт, промышленные тепловые блоки-станции, которые вырабатывают электроэнергию мощностью 6  тыс. кВт, расширение общей площади аэровокзала на 1715 м2.
На предприятиях перерабатывающей промышленности введены в эксплуатацию мощности по переработке мяса на 10000 т в год, по обработке молока и сливок – на 3000 т в год, по производству тортов и кондитерских изделий – на 168 т в год, по переработке виноматериалов – на 195,5 тыс. дал  в год, цех по производству виноградного вина – на 80 тыс. дал в год, цех по розливу слабоалкогольных напитков – на 32 млн. бутылок в год, цех по производству строительных деревянных конструкций, столярных и плотнических изделий – на 1800 м2 деревянных изделий в год.
Уровень освоения объемов инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной инфраструктуры республики за период с 2000 года   по 2005 год увеличился более чем в 2 раза.
Претерпела изменения структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В финансировании капитальных инвестиций возросла доля кредитных средств и средств иностранных инвесторов. В то же время уменьшились поступления в общие объемы инвестиционных средств из Государственного бюджета Украины, местных бюджетов разных уровней (включая субвенции из Государственного бюджета Украины) и собственных средств предприятий.
Произошли положительные изменения в инвестировании рыбного хозяйства, гостиничного хозяйства и ресторанов, предприятий и учреждений, которые занимаются операциями с недвижимостью.
Вместе с тем в Автономной Республике Крым отмечается ряд негативных тенденций:
в 2006 году наблюдается незначительный спад в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций (на 8,6 % по сравнению с 2005 годом);
инвесторы не уделяли должного внимания объектам водного транспорта, исследованиям и разработкам, объемы капитальных вложений на развитие которых уменьшились на 80 %. На 40–48 % уменьшились инвестиции в предприятия авиационного и наземного транспорта и сферу информатизации;
в расчете на душу населения освоенные объемы инвестиций в 17 регионах ниже средних по республике (в Белогорском районе на душу населения освоено  149,0 грн., что на 91,3 % ниже, чем в среднем по республике, в Нижнегорском  районе – 185,0 грн. (на 89,1 % ниже), Джанкойском районе – 200,0 грн.  (на 88,3 % ниже)).


РАЗДЕЛ III
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

3.1. Целью Программы является создание благоприятных условий для развития инвестиционного климата и инфраструктуры инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым.

3.2. Основные задачи Программы:
1) в сфере создания условий для эффективного привлечения инвестиций:
создание дополнительных стимулов для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики республики;
совершенствование механизмов управления корпоративными правами, усиление защиты прав  субъектов малого  предпринимательства;
повышение инвестиционной привлекательности объектов приватизации;
оживление инвестиционной деятельности;
расширение и модернизация транспортной инфраструктуры, в частности газотранспортной системы, создание условий для возрастания объемов транзитных перевозок, создание сети международных транспортных коридоров на основе привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства с использованием механизмов концессии и лизинга;
устранение структурных деформаций в малом предпринимательстве путем опережающего наращивания темпов развития производственных отраслей и сферы услуг;
повышение кредитного рейтинга Автономной Республики Крым;
2) в сфере развития инвестиционной деятельности:
активизация инвестиционной деятельности в коммунальной сфере автономии на основе договоров об общей инвестиционной деятельности, лизинга, концессий, заимствований в местные бюджеты, привлечения средств венчурных и негосударственных фондов;
создание электронного реестра инвестиционных (инновационных) предложений (проектов) и площадок;
оживление инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Автономной Республики Крым и в специальной экономической зоне "Порт Крым";
стимулирование привлечения инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
3) в сфере внешнеэкономической деятельности:
расширение внешних связей автономии на основе заключения договоров о сотрудничестве и через торгово-промышленные палаты;
участие представителей Автономной Республики Крым в работе международных выставок, ярмарок, форумов и т. д.;
создание и сопровождение базы данных экспортного потенциала Автономной Республики Крым;
систематическая презентация экспортного потенциала Автономной Республики Крым в сети Интернет.

РАЗДЕЛ IV
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

4.1. К приоритетным направлениям развития, которые требуют первоочередного инвестирования, отнесены следующие отрасли хозяйственного комплекса Автономной Республики Крым:
рекреационный комплекс;
пищевая и перерабатывающая отрасли;
машиностроение и металлообработка;
сельское хозяйство;
топливно-энергетический комплекс;
энергосберегающие и экологически чистые технологии.
4.2. Достижение поставленной цели и решение задач будут обеспечены путем реализации следующих приоритетных направлений:
1) создание условий для эффективного привлечения инвестиций:
основные усилия будут направлены на формирование прозрачного рынка земли на конкурентных началах, упорядочение застройки прибрежной полосы Черного и Азовского морей Автономной Республики Крым, в том числе завершение работ по разработке схемы планирования территории Автономной Республики Крым, генеральных планов развития (застройки) населенных пунктов Автономной Республики Крым и порядка упрощенной процедуры подготовки разрешительных документов на строительство, внедрение единого порядка привлечения инвестиций для инициаторов инвестиционных проектов, соискателей инвестиций;
2) повышение инвестиционной привлекательности:
при формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности автономии основные усилия будут направлены на реализацию эффективной инвестиционной политики, предусматривающей создание стимулов для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, стимулирование привлечения инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную деятельность, создание электронного реестра инвестиционных (инновационных) предложений (проектов), площадок и объектов незавершенного строительства, организацию работы по повышению кредитного рейтинга Автономной Республики Крым, реализацию инвестиционных и инновационных проектов в сфере промышленного производства через механизм удешевления кредитов;
для поиска, отбора и внедрения новейших достижений науки и техники        в реальном секторе экономики Автономной Республики Крым будет создано инновационное агентство;
3) развитие внешнеэкономической деятельности:
основные усилия будут направлены на организацию работы по включению Автономной Республики Крым в перечень регионов Украины, рекомендованных Европейским союзом для организации межрегионального сотрудничества в рамках проводимой политики соседства по отношению к Украине, на активизацию работы в сфере привлечения средств международных финансовых организаций, в том числе формирование базы данных проектных предложений по привлечению международной технической помощи, создание Крымского торгового дома и его отделений в регионах Украины, ближнем и дальнем зарубежье;
4) инвестиционное развитие инфраструктуры:
предусмотрены разработка концепции корпоратизации коммунальных предприятий с целью увеличения их инвестиционной привлекательности, формирование механизмов привлечения инвестиций за счет развития концессионной деятельности и внедрения заимствований в местные бюджеты, содействие в увеличении объемов инвестиций в проекты, обеспечивающие повышение уровня энергетической и экологической безопасности Автономной Республики Крым, стимулирование развития инвестиционного потенциала дорожно-транспортного комплекса республики;
5) проведение рекламно-выставочной деятельности:
главными задачами являются организация ежегодных инвестиционных и инновационных форумов в Автономной Республике Крым с целью повышения привлекательности Крыма как места отдыха и туризма и создание привлекательного инвестиционного имиджа республики;
предусмотрены участие представителей Автономной Республики Крым единым крымским стендом в национальных и международных выставочных мероприятиях, в работе информационных проектов, ярмарок, форумов конференций и т. д., издание рекламно-информационных материалов по основным направлениям социально-экономического развития Автономной Республики Крым и содействию в привлечении инвестиций, создание Крымского республиканского выставочного центра;
6) подготовка кадров инвестиционного менеджмента и инноваций:
предусмотрены кадровое обеспечение инвестиционных и инновационных процессов путем разработки и введения спецкурса "Инвестиционный менеджмент" в Республиканском высшем учебном заведении "Крымский гуманитарный университет", обеспечение организационной и методической помощи высшим учебным заведениям Автономной Республики Крым  в подготовке и переподготовке специалистов в сферах инновационной деятельности, проведение подготовки специалистов экономических управлений путем повышения квалификации в Крымском центре переподготовки и повышения квалификации по вопросам инвестиционной и инновационной деятельности.

РАЗДЕЛ V
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа будет реализовываться на протяжении 2007–2010 годов в два этапа.
На 1-ом этапе (2007–2008 годы) осуществляются мероприятия, необходимые для решения наиболее актуальных проблем в экономике и социальной сфере. Основное внимание отводится разработке и реализации инвестиционных проектов в рекреационной, транспортной, энергетической и коммунальной сферах, которые создают базу для решения вопросов в сфере стратегических направлений развития Автономной Республики Крым.

Планируются осуществление мероприятий по улучшению инвестиционных возможностей Автономной Республики Крым  и создание соответствующей инфраструктуры привлечения иностранного капитала в развитие республики. Для оживления внешнеэкономической деятельности предполагается привлечение предприятий и организаций автономии к активному участию в международных форумах и выставочных мероприятиях, проведение которых планируется в Украине и за ее пределами.
Предполагается создание информационной базы данных об условиях ведения и материально-технического обеспечения инвестиционной деятельности как для отечественных субъектов хозяйствования, так и для иностранных инвесторов.
Планируется разработать конкретные схемы финансирования отдельных направлений развития инфраструктуры региона, что позволит использовать для реализации проектов и мероприятий разные источники финансирования, такие как иностранные инвестиции, лизинг, концессия, заимствования в местные бюджеты, кредиты коммерческих банков, Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты и собственные средства предприятий.
На 2-ом этапе (2009–2010 годы) продолжится реализация инвестиционных проектов в коммунальной и социальной сферах, которые закрепят достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные изменения во внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Планируются разработка и реализация проектов по улучшению структуры экономики за счет организации выпуска качественной конкурентоспособной продукции и расширения рынков ее сбыта, а также реализация мероприятий по техническому перевооружению и повышению эффективности работы предприятий за счет внедрения современных энергосберегающих технологий   в производство и инновационных методов в менеджмент предпринимательских структур.

РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выполнение мероприятий по реализации Программы будет обеспечено за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, собственных средств заинтересованных предприятий и организаций автономии, кредитов банков, средств иностранных инвесторов, других источников.
Инвестирование проектов может происходить при помощи следующих инструментов финансирования:
1) банковские кредиты (текущие ставки – 17–19 % годовых, наличие "положительной кредитной истории", стойкий залог, имущественные гарантии, срок кредитования – от 1 до 5 лет, комиссии за выдачу кредита – от 1 до 5 %, страхование – от 0,05 до 5 %);
2) лизинг как оперативный, так и финансовый (валовые затраты предприятия, ставки – от 10 до 20 %, комиссия – от 1 до 10 %; залогом выступает объект лизинга, при невозможности демонтажа нужны финансовые гарантии, срок кредитования – от 1 до 7 лет, страхование – от 0,05 до 5 %);
3) создание предприятий на основе концессии (по регламенту создания этих предприятий в течение срока действия договора концессионер должен развивать предприятие, обновлять основные средства, улучшать производство, создавать новые рабочие места и пр.);
4) заимствования в местные бюджеты (облигации выпускают                        по программе местных советов, они имеют определенный срок обращения  (до 5 лет), при выпуске формируется процент доходности в зависимости от состояния местного бюджета, при формировании рейтинга компаниями­андеррайтерами предлагается размер суммы, на которую есть возможность выпустить облигации, срок обращения, проценты);
5) создание фондов инвестирования (возможность работы как с украинскими, так и с иностранными инвесторами, срок инвестирования –           от 1 до 10 лет, по соглашениям с инвесторами участие в корпоративном управлении предприятием, увеличение капитализации предприятия, целевое финансирование, полный контроль за выполнением поставленных задач, проценты за пользование финансовыми средствами – 0,05–3 % годовых, размеры инвестиций – от 10,0 до 300,0 млн. грн.).

РАЗДЕЛ VII
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Выполнение мероприятий Программы обеспечит создание благоприятного инвестиционного климата в Автономной Республике Крым, улучшит его привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов.
Создание институтов общего инвестирования обеспечит надлежащие условия для деятельности инвесторов. Будет создана прозрачная система реализации прав всех инвесторов путем совершенствования системы корпоративного управления.
Предполагается достичь увеличения инвестиционных ресурсов путем эффективного использования государственных инвестиций и увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики, иностранных инвестиций и пр.
Масштабы инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым предполагается существенно увеличить за счет интенсивного применения долгосрочного кредитования реального сектора экономики региона, активизации привлечения иностранных инвестиций, эффективного использования бюджетных ассигнований и др.
Применение концессионных механизмов будет способствовать привлечению инвесторов к модернизации объектов инфраструктуры, а интенсивное инвестирование научно-технической и инновационной сферы – массовому созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.
Значительное увеличение объемов привлечения средств населения как инвестиций в основной капитал будет достигнуто за счет развития небанковских финансовых учреждений, системы страхования вкладов, внедрения механизмов ипотечного кредитования.
Обеспечение комплексного подхода к формированию благоприятного инвестиционного климата в Автономной Республике Крым, активизация инвестиционной деятельности в республике дадут возможность достичь   в 2010 году прогнозного объема капитальных инвестиций за счет всех источников финансирования в сумме 9100,0 млн. грн.

Прогноз инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым
за период с 2005 года по 2010 год (млн. грн.)

Поступление прямых иностранных инвестиций за период с 2006 года по 2010 год ожидается в размере 1030,0 млн. долл. США, прирост прямых иностранных инвестиций по сравнению с периодом до 2005 года планируется       в 2,3 раза.
Ожидается активизация инвестиционной деятельности в санаторно-курортной отрасли, гостиничном комплексе, в развитии транспортной инфраструктуры, машиностроительной, пищевой и топливно-энергетической промышленности, строительстве.
Приложения 1, 2 являются неотъемлемой частью Программы.