Ссылка на акт: 242-6/11

242konc

Приложение
к Постановлению Верховной Рады
Автономной Республики Крым
от 16 февраля 2011 года № 242-6/11

КОНЦЕПЦИЯ
"Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым"
на 2011–2020 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция "Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым" на 2011–2020 годы (далее – Концепция) представляет собой систему целей, задач, основных направлений и механизмов дальнейшего развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

Яхтенный туризм является составной частью как транспортного, так и туристического комплексов Автономной Республики Крым, который должен развиваться опережающими темпами с целью содействия дальнейшему экономическому и социальному развитию Крыма и преобразованию его в международный центр туризма, отдыха и санаторно-курортного оздоровления.

Основным назначением Концепции является определение ключевых проблем, целей и приоритетов развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым с точки зрения потребностей и интересов Украины и Автономной Республики Крым на период до 2020 года.

Реализация Концепции будет способствовать:

развитию транспортной инфраструктуры в Автономной Республике Крым;

стимулированию строительства яхтенных марин и стоянок, оказанию сервисных и ремонтных услуг, производству и оснащению яхтенных судов, подготовке специалистов, обслуживающих яхты и оказывающих сервисные услуги;

привлечению дополнительных туристических потоков в Автономную Республику Крым и созданию позитивного имиджа Крыма как международного центра развития туризма;

привлечению инвестиций в Автономную Республику Крым;

увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней;

созданию новых рабочих мест.

РАЗДЕЛ II
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В Концепции используются следующие термины и определения:

яхта – парусное, парусно-моторное или моторное (катер) судно, предназначенное для прогулок, спорта, отдыха и туризма;

яхтенная гавань – защищенная от волн прибрежная часть водной акватории, служащая местом для безопасной стоянки яхт;

яхтенная марина – яхтенная гавань, специально оборудованная для безопасной стоянки и сервисного обслуживания яхт и, как правило, имеющая оборудованный надлежащим образом пункт пропуска (контроля) через государственную границу Украины;

яхтенная стоянка – прибрежная часть водной акватории, служащая местом для безопасной якорной стоянки яхт;

яхтенный туризм        – вид отдыха, предполагающий временные выезды туриста за пределы постоянного места проживания с целью краткосрочного путешествия, на протяжении которого средством передвижения и основным местом ночевок является маломерное судно (парусная или моторная яхта), находящееся в собственности либо взятое в аренду.

РАЗДЕЛ III
ХАРАКТЕРИСТИКА ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ЕГО ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ

Яхтенный туризм – одно из ведущих направлений туризма. Для Автономной Республики Крым туристическая отрасль является приоритетной отраслью экономики, обеспечивающей стабильное развитие региона.

Климатические условия, значительная протяженность береговой линии и интерес яхтенных туристов к акватории Черного моря обусловливают перспективность развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

Яхтенный туризм характеризуется наличием и степенью развития основных компонентов, таких как:

инфраструктурные объекты (яхтенные марины и стоянки, заправочные станции, ремонтные базы);

яхтенный флот (региональный и в виде судов въездного яхтенного туризма);

субъекты контроля (таможенная и пограничная службы – в качестве обслуживания въездного и выездного яхтенного туризма);

кадровое обеспечение и информационная поддержка.

На сегодняшний день не все компоненты яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым характеризуются достаточной степенью развития.

Так, в регионе значительно ограничено количество инфраструктурных объектов, которые фактически осуществляют или в краткосрочном периоде могут оказывать услуги по стоянке и обслуживанию яхт.

Обслуживание яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым в настоящее время потенциально может осуществляться незначительным количеством предприятий, таких как: ГП "Ялтинский морской торговый порт" (далее – Ялтинский МТП), г. Ялта; ОАО "Бухта Двуякорная", пгт Орджоникидзе, г. Феодосия; ООО "Международная морская ассоциация "Мыс Горн", г. Керчь; ГП "Евпаторийский морской торговый порт" (далее – Евпаторийский МТП), г. Евпатория.

При этом единственным фактически функционирующим объектом из вышеперечисленных является Ялтинский МТП.

Заправочные станции (нефтеналивные бункеровщики) для заправки яхт и катеров на территории Крыма отсутствуют.

По оценкам экспертов, минимальная потребность Украины в нефтеналивных бункеровщиках составляет 8–10 объектов для побережья Черного моря.
Создание новых объектов яхтенного туризма возможно путем использования территорий существующих портов, портопунктов и причалов на базе незадействованных земельных участков и на базе существующих берегоукрепительных сооружений.

Яхтенные суда являются судами маломерного флота и могут использовать для стоянок существующие причалы маломерного флота.
В Автономной Республике Крым зарегистрировано 262 причала маломерного флота. Однако оценка состояния и потенциала для использования существующих причалов с целью развития яхтенного туризма в настоящее время не осуществлена.

Развитие инфраструктурных объектов на базе существующих портов, портопунктов и причалов возможно при наличии заинтересованности собственников и балансодержателей данных объектов, а также при решении вопросов о расширении земельных участков для размещения объектов и их инфраструктуры.

О недостаточном уровне развития яхтенного туризма в регионе свидетельствует то, что фактический объем обслуживаемых в Автономной Республике Крым яхт не может быть определен, т. к. статистическая информация по обслуживанию яхт не осуществляется.

По оценкам экспертов – представителей Азово-Черноморской экологической инспекции, в Автономной Республике Крым зарегистрировано около 3–4 тыс. маломерных судов; при этом в целом в Украине зарегистрировано около 85 тыс. судов маломерного флота. Большинство из них – лодки, шлюпки, водные велосипеды. Количество яхт под Украинским флагом является незначительным, и их увеличение в краткосрочной перспективе крайне затруднено по следующим причинам: производственный потенциал строительства судов в Автономной Республике Крым существует, но является недостаточно развитым; стоимость судов является высокой, и покупательская способность на внутреннем рынке с учетом особенностей регистрации судов под Украинским флагом является незначительной.

Важным звеном в развитии яхтенного туризма является наличие производственной базы для строительства и ремонта маломерных судов.
В Автономной Республике Крым производством маломерных судов занимаются следующие предприятия: ГП КТБ "Судокомпозит" (г. Феодосия), ОАО "Приморец" (г. Феодосия), ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" (г. Феодосия), ГП "Стеклопластик" (г. Феодосия), ГП "Керченский судоремонтный завод" (г. Керчь). Однако, как показывает анализ, уровень производства маломерных судов в регионе является незначительным и в перспективе должен быть увеличен по объемам и по типам выпускаемых судов.

В Автономной Республике Крым имеется потенциал в сфере проектирования и строительства объектов морской инфраструктуры яхтенных марин. Проектирование и строительство объектов при наличии подготовленных проектов возможно в значительных объемах. Однако в Украине отсутствуют общегосударственные нормы и стандарты в отношении требований к строительству и оснащению яхтенных марин, что может привести к созданию объектов, не отвечающих в последующем применяемым нормам и правилам.

Также при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов яхтенного туризма необходимо наличие квалифицированного персонала.

Как показывает анализ, десять высших учебных заведений Украины специализируются на подготовке кадров в сфере морской деятельности. Кроме того, в Украине действуют 52 учебно-тренажерных заведения, подготовка в которых отвечает международным и национальным требованиям.
Указанное количество учебных заведений может быть активно использовано для подготовки кадров, необходимых для развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

Значительный вклад в активизацию яхтенного туризма в Автономной Республике Крым может сделать развитие въездного туризма, который способен в краткосрочной перспективе обеспечить увеличение количества яхт у берегов Крыма.

Однако, по статистической информации, за период с 2007 года по октябрь 2010 года в Автономной Республике Крым было обслужено всего 267 яхт по въездному туризму (данные представлены без учета г. Севастополя).

Основными сдерживающими факторами по обслуживанию въездного яхтенного туризма являются несовершенство законодательной базы в отношении въездного яхтенного туризма и недостаточное количество пунктов пропуска через государственную границу.

В настоящее время в Автономной Республике Крым существуют следующие пункты пропуска: отдел пограничной службы "Евпатория" – 2/2 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Ялта" – 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Феодосия" – 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы "Керчь" – 3/3 (въезд/выезд). Однако, по данным Крымской таможни, маломерные суда обслуживают только пункты пропуска в городах Евпатории и Ялте.
При развитии яхтенного туризма в Автономной Республике Крым количество пунктов пропуска через государственную границу и их пропускная способность должны быть значительно увеличены.

Немаловажной проблемой является также недостаточная информационная поддержка развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым. В настоящее время по данной тематике отсутствуют такие информационные ресурсы, как интернет-портал, справочные материалы, каталоги, карты, схемы, буклеты, а также не осуществляется продвижение направления яхтенного туризма на международных туристических выставках и через иные информационные каналы.

Яхтенный туризм требует формирования положительного имиджа региона как международного центра туризма и наличия активной информационной поддержки всех участников яхтенного туризма.

РАЗДЕЛ IV
ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

Основными целями Концепции являются определение и реализация приоритетных направлений по развитию Автономной Республики Крым как центра яхтенного туризма международного уровня в Причерноморском бассейне путем эффективного использования природно-рекреационного потенциала, создания современной береговой инфраструктуры яхтенных марин и стоянок в Автономной Республике Крым, создание условий для развития базы яхтенных судов различного типа путем активизации использования существующего в Автономной Республике Крым промышленного потенциала по строительству и ремонту маломерных судов.

РАЗДЕЛ V
ПУТИ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Концепция предусматривает возможность решения основных проблем развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым путем реализации следующих основных направлений:

1. Создание инфраструктуры яхтенных марин и яхтенных стоянок на Черноморском побережье Автономной Республики Крым путем:

1.1. Формирования единой инфраструктуры яхтенного туризма, включающей объекты всех форм собственности, строительства новых и модернизации существующих яхтенных марин, иных действующих объектов инфраструктуры яхтенного туризма, размещенных на рекреационных территориях Автономной Республики Крым, в следующем составе:

г. Керчь: яхтенная марина (ООО "Международная морская ассоциация "Мыс Горн"), яхтенная марина (ООО "Фарватер"), яхтенная стоянка (ООО "Торгово-энергетическая компания "Гарант-Сервис");

г. Феодосия: яхтенная марина на базе ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море", яхтенная марина на базе ОАО "Бухта Двуякорная" (пгт Орджоникидзе), пункт временного посещения и оборудованная якорная стоянка на базе портопункта Феодосийского торгового порта в пгт Коктебель;

г. Судак: пункт временного посещения и оборудованная якорная стоянка на базе портопункта Ялтинского МТП, пгт Новый Свет, оборудованная якорная стоянка;

г. Алушта: незавершенная яхтенная марина;

пгт Гурзуф: яхтенная марина на базе действующего порта МДЦ "Артек", яхтенная марина на базе ООО "Таурус Девелопмент";

бухта Ласпи: яхтенная марина с пунктом пропуска через границу;

г. Евпатория: яхтенная марина на базе Евпаторийского МТП;

пгт Мирный: яхтенная марина на базе бывшей авиабазы "Донузлав", мыс Султан-Эли; яхтенная марина на базе бывшей авиабазы "Донузлав", мыс Морской;

пгт Черноморское: якорная стоянка в бухте Узкая, в районе бывшего завода торгового оборудования;

иные объекты, выявленные в ходе инвентаризаций, проводимых на рекреационных территориях Автономной Республики Крым.

1.2. Первоочередной реализацией двух пилотных проектов по строительству яхтенных марин в городах Ялте и Евпатории на территориях морских торговых портов.

2. Определение яхтенных туристических маршрутов, последовательности их обустройства на основании анализа тенденций развития туризма и прогнозных оценок туристических потоков в Автономной Республике Крым и в отдельных рекреационных регионах.

3. Разработка комплексной схемы размещения маршрутов яхтенного туризма, объектов туристических посещений и инфраструктуры яхтенного туризма.

4. С целью определения дополнительных объектов и территорий для обеспечения долгосрочного развития инфраструктуры яхтенного туризма в Автономной Республике Крым необходимо:

4.1. Проведение инвентаризации существующих акваторий, причалов маломерного флота, берегоукрепительных сооружений и другой инфраструктуры с целью возможного их дальнейшего использования для развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

4.2. Проведение инвентаризации земель, которые могут быть использованы для развития береговых инфраструктурных объектов яхтенного туризма, с целью их дальнейшего резервирования.

4.3. Внесение на основе проведенных вышеуказанных инвентаризаций изменений в планы экономического и социального развития рекреационных территорий Автономной Республики Крым.

5. Обеспечение исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских советов и районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым выполнения следующих мероприятий:

5.1. Разработка технико-экономических обоснований (бизнес-планов инвестиционных проектов) с целью поиска и привлечения инвестиций для строительства объектов инфраструктуры яхтенного туризма.

5.2. Модернизация и реконструкция существующих причалов маломерных судов.

5.3. Формирование перечня дополнительных объектов для включения в создаваемую сеть инфраструктурных объектов яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

5.4. Поиск и привлечение инвесторов на конкурсной основе для осуществления модернизации, реконструкции и последующей эксплуатации объектов инфраструктуры яхтенного туризма.

6. Создание дополнительных пунктов пропуска через государственную границу и расширение пропускной способности существующих пунктов путем их реконструкции.

7. Дальнейшее расширение производственной и ремонтной базы судостроительных предприятий путем создания условий и разработки механизмов стимулирования дальнейшего роста объемов производства и ремонта яхт различного класса для создания флота маломерных судов в Автономной Республике Крым.

8. Использование зарубежного опыта развития яхтенного туризма и инфраструктуры объектов в виде яхтенных марин в части:

8.1. Внедрения гибкой фискальной политики через установление специальных налоговых режимов и упрощение правил ведения предпринимательской деятельности в области организации и обеспечения яхтенного туризма, что даст возможность рассчитывать на привлечение в данный сегмент туристической индустрии инвестиций.

8.2. Активизации развития отечественного яхтенного туризма путем создания базы флота спортивных и прогулочных судов, а также их строительства на территории Автономной Республики Крым.

8.3. Изначальной ориентации на мировые стандарты, что будет способствовать внедрению в область малого судостроения современных технологий, наполнению отечественного рынка спортивных и прогулочных судов качественной и конкурентоспособной продукцией, а в среднесрочной перспективе – выходу на мировой рынок.

9. Осуществление информационной поддержки яхтенного туризма путем:

9.1. Создания единой системы информационного и справочного обслуживания туристов и субъектов яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым, включающей создание единых порталов с базами данных по туристическим маршрутам и объектам инфраструктуры яхтенного туризма, разработанным инвестиционным проектам.

9.2. Разработки и изготовления карт, схем, справочников, буклетов по яхтенному туризму в Автономной Республике Крым.

10. Организация привлечения инвестиций путем:

10.1. Обеспечения Агентством регионального развития Автономной Республики Крым, исполнительными комитетами городских, поселковых и сельских советов, районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым условий стимулирования и осуществления комплекса мероприятий по привлечению инвестиций в строительство новых и модернизацию действующих объектов яхтенной инфраструктуры.

10.2. Осуществления мероприятий по реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации инфраструктуры яхтенного туризма до 2020 года.

10.3. Расширения международного сотрудничества в сфере яхтенного туризма с целью дальнейшего увеличения количества зарубежных яхтенных туристов.

11. Развитие кадрового потенциала путем изучения ситуации и осуществления мероприятий по организации на базе действующих учебных заведений всех форм собственности, расположенных на территории Автономной Республики Крым, обучения специалистов различных специальностей, требуемых для работы на маломерных судах и предоставления сервисных услуг на объектах инфраструктуры яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

12. Совершенствование законодательства в сфере правового регулирования яхтенного туризма путем:

12.1. Инициирования разработки и принятия государственной программы развития яхтенного туризма в Украине.

12.2. Проведения анализа законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы в сфере яхтенного туризма, и подготовки предложений по их совершенствованию в части:

правового регулирования плавания иностранных спортивных и прогулочных судов путем допуска на внутренние водные пути Украины данной категории судов;

снижения административных и иных барьеров для их нахождения в территориальном море Украины, внутренних морских водах и на внутренних водных путях;

унификации законодательства Украины и приведения его в соответствие с действующими международными нормами права;

законодательного разграничения компетенции, полномочий и ответственности органов исполнительной власти и негосударственных субъектов в данной сфере;

сертификации и стандартизации существующей инфраструктуры индустрии яхтенного туризма;

внесения изменений в ряд нормативно-правовых документов в отношении упрощения процедур въездного яхтенного туризма, снятия ограничений на чартерный туризм для иностранных граждан, упрощения процедур получения лицензий на пассажироперевозки и аренду яхт, снижения таможенных пошлин на ввоз яхт и по иным вопросам;

принятия нормативов, установления требований к обустройству яхтенных марин и стоянок.

РАЗДЕЛ VI
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация запланированных в Концепции направлений развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым требует больших объемов инвестиций. В связи с этим срок реализации Концепции предусматривается на долгосрочный период – с 2011 года  по 2020 год.

РАЗДЕЛ VII
ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Основной составляющей развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым является активная реализация инвестиционной политики, механизмами которой могут быть:

использование средств предприятий всех форм собственности, средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, средств инвесторов, кредитных ресурсов коммерческих банков и международных финансовых организаций;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства с целью привлечения ресурсов для смешанного финансирования развития яхтенного туризма, сочетания государственных капитальных вложений и частного капитала отечественных и иностранных инвесторов.

Прогнозные объемы финансирования с 2011 года по 2020 год для реализации Концепции составляют 280,0–311,0 млн. евро.

Средний объем инвестиций на одно создаваемое причальное место составит около 85,0 тыс. евро с учетом создания соответствующей береговой инфраструктуры.

Уточнение объема инвестиционных затрат должно быть произведено после разработки предварительных технико-экономических расчетов по каждому объекту инфраструктуры яхтенного туризма.

РАЗДЕЛ VIII
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Реализация Концепции будет иметь социально-экономический эффект в развитии экономики Автономной Республики Крым и Украины и окажет значительное содействие развитию яхтенного туризма.

Вся инфраструктура яхтенного туризма перейдет на качественно новый уровень функционирования вследствие формирования ее в соответствии с международными стандартами.

За счет создания благоприятного инвестиционного климата будет возможно обновить долгосрочные активы, задействованные в яхтенном туризме, внедрить прогрессивные технологии организации труда и энергосбережения.

Повышение эффективности инфраструктуры яхтенного туризма сделает его конкурентоспособным элементом экономики Автономной Республики Крым и Украины в целом.

Реализация Концепции позволит создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджеты всех уровней.
Выполнение основных направлений Концепции позволит достигнуть следующих результатов:

создать до 2020 года сеть яхтенных марин и стоянок в Автономной Республике Крым, в т. ч. создать 11 яхтенных марин, 4 яхтенные стоянки и 4 заправочные станции;

организовать производство судов маломерного флота в Автономной Республике Крым в количестве не менее 200 яхт;

развить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу в отношении обслуживания въездного и выездного туризма на яхтенных судах до 300 маломерных судов на въезд и 300 маломерных судов на выезд ежедневно;

обеспечить информационную поддержку яхтенного туризма в Автономной Республике Крым, в т. ч. создать единый информационный портал яхтенного туризма с началом функционирования в 2012 году.