Ссылка на акт: 169-6/10

169prog

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

28 декабря 2010 года № 169-6/10

ПРОГРАММА
по обустройству и социально-культурному развитию
депортированных и обеспечению межнационального
согласия в Автономной Республике Крым на 2011 год

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Крымский полуостров всегда был полиэтничной территорией. Здесь на протяжении многих веков сформировалось уникальное многообразие национальных культур, которое является общим достоянием Крыма и источником его развития. Сохранение этого многообразия и создание условий для равноправного развития культур и их взаимообогащения – основа укрепления гражданского мира на полуострове.

В соответствии с Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым в Автономной Республике Крым с учетом ее исторических и этнических особенностей созданы правовые основы для реализации этнических прав, в том числе на использование и развитие национальных языков и культур, исповедание своей религии и отправление религиозных обрядов, обеспечение сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности всех этносов.

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года в Автономной Республике Крым проживало 2024 тыс. человек, среди которых есть представители более 100 национальностей. Вместе с тем, на долю трех этносов – русских, украинцев и крымских татар приходится почти 95 % крымского населения.

 

Национальность

Количество (тыс. чел.)

Удельный вес ( % )

Русские

1180,4

58,3

Украинцы

492,2

24,3

Крымские татары

243,4

12,1

 

Важнейшим аспектом обеспечения прав граждан является развитие образования на родных языках и возрождение национальных культур. Возможность удовлетворения образовательных потребностей является важным фактором, который влияет на социальное самочувствие граждан, обеспечивает сохранение их этнической самобытности. Ввиду специфики этнонационального состава Автономной Республики Крым, а именно его полиэтничности, существует необходимость учета региональных особенностей в разработке и реализации государственной языковой политики в системе образования.

Одним из базовых элементов идентичности любой этнической группы является сохранение и развитие традиционной культуры.

Бесценным достоянием культуры Крыма являются "народные" и "образцовые" любительские коллективы, среди которых: 55 русских, 42 украинских, 41 крымскотатарский, 4 немецких, 2 белорусских, 2 греческих, армянский, караимский, чешский, еврейский.

Творческие национальные коллективы принимают активное участие в республиканских, всеукраинских и международных мероприятиях.

В Крымском республиканском краеведческом музее, Симферопольском художественном музее, городских, районных краеведческих музеях функционируют экспозиции, посвященные истории и культуре национальных меньшинств. В Крымском этнографическом музее создана экспозиция "Мозаика культур народов Крыма". Функционируют музей истории и культуры крымчаков в г. Симферополе, музей истории и культуры крымских татар в г. Бахчисарае, Республиканский музей крымскотатарского искусства.

Неотъемлемым элементом процесса возрождения национальных культур является выявление, изучение, реставрация и сохранение достопримечательностей истории и культуры.

Под охрану государства взяты десятки достопримечательностей крымских татар, армян, греков и немцев. В последнее время выполнялись работы по реставрации мечетей Джума-Джами в г. Евпатории, Муфти-Джами в г. Феодосии, "Юсуповской" в с. Соколином Бахчисарайского района, Кебир-Джами в г. Симферополе, армянской церкви в г. Феодосии, армянского монастыря Сурб-Хач в г. Старом Крыму, Ханского дворца, Зынджырлы-медресе и кладбища Газы-Мансур в г. Бахчисарае, торговых рядов и турецкой бани в г. Евпатории, а также других достопримечательностей истории и культуры. Вместе с тем, на многие объекты историко-культурного наследия более 20 лет не выделяются финансовые средства на консервацию и реставрацию.

Создание национальных теле- и радиоредакций на ГТРК "Крым" и национальных печатных средств массовой информации обеспечило конституционное право этносов на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. В настоящее время на канале ГТРК "Крым" действуют национальные редакции, которые ведут вещание на крымскотатарском, армянском, болгарском, греческом и немецком языках. Также предоставляется поддержка печатным изданиям крымских татар, армян, болгар, греков и немцев.

С целью реализации права на национально-культурную автономию представителями 30 этносов образовано более 40 республиканских национально-культурных обществ, деятельность которых направлена на сохранение и развитие национальных традиций, культуры и языка.

Начиная с 2001 года, из бюджета Автономной Республики Крым на развитие традиций и культур национальных меньшинств ежегодно выделяются средства. Так, в 2006 году на эти цели выделено 300 тыс. грн., в 2007 году – 835 тыс. грн., в 2008 году – 1759 тыс. грн. и в 2009 году – 611,4 тыс. грн.

За счет бюджетных средств в 2006 – 2009 годах организовано и проведено более 200 мероприятий, в том числе мероприятия, посвященные 650-летию армянского монастыря Сурб-Хач, мероприятия по сохранению историко-культурного наследия караимов и крымчаков, фестиваль "Язык – душа народа", фестиваль греческой культуры "Элефтерия", фестиваль "Великое русское слово", конкурс национальных культур и красоты "Крымская красавица", греческий праздник "Святых Константина и Елены", праздник татар Поволжья "Сабантуй", армянский праздник "Вардавар", еврейский праздник "Пурим", дни эстонской культуры, дни литовской культуры, дни еврейской культуры, дни французской культуры и другие.

Вместе с тем, еще одним стабилизирующим фактором в сфере межнациональных отношений является поступательное решение вопросов обустройства, социально-культурной адаптации и интеграции депортированных граждан в Автономной Республике Крым.

По данным исполкомов городских советов и районных государственных администраций в Автономной Республике Крым на начало 2010 года в Автономную Республику Крым на постоянное место жительства вернулись и были зарегистрированы около 265 тыс. крымских татар и 4907 депортированных армян, болгар, греков и немцев. По данным Всеукраинской переписи населения на 1 декабря 2001 года в Автономной Республике Крым проживало 243,4 тыс. крымских татар.

Начиная с 1991 года, в Государственном бюджете Украины, а с 1999 года и в бюджете Автономной Республики Крым отдельной строкой предусматриваются расходы на обустройство депортированных. Общая сумма расходов на эти потребности в 1991 – 2009 годах достигла 1208,1 млн. грн. За счет освоения указанных средств построено и выкуплено 452,8 тыс. м2 жилья, 1198,7 км линий электропередач, 885,5 км водопроводных сетей, 467,3 км сетей газоснабжения, 113,3 км дорог в щебеночном покрытии, 9 школ на 2832 учебных места и другие объекты. Выполнялись реставрационные работы памятников истории и культуры.

Построенные за 1991 – 2009 годы за счет государственных капитальных вложений более 3,5 тысяч единиц жилья и выкупленные до 2700 домов и квартир на вторичном рынке позволили обеспечить жильем приблизительно 36 тыс. чел. Кроме того, около 130 тыс. крымских татар полностью или в основном закончили строительство собственных домов или приобрели жилье самостоятельно. В очереди на получение государственного жилья в городских и сельских советах стоят больше 7 тыс. семей (27 тысяч лиц), 16 тыс. семей (64 тысячи лиц) индивидуальных застройщиков из-за отсутствия средств не в состоянии завершить начатое строительство домов, хотя многие проживают в недостроенных домах или временных зданиях. Таким образом, до 100 тыс. депортированных граждан сегодня не имеют собственного жилья.

Остро стоит вопрос развития коммунальной и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания ранее депортированных граждан. Из 300 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов более 30 % не обеспечены водой и около 7 % – электроэнергией. Уровень газификации и наличия дорог с твердым покрытием не превышает 15 – 20 %. Во многих поселках отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, другие объекты социального и бытового назначения.

Не менее важной остается проблема социально-культурной адаптации репатриантов. Систематическое бюджетное финансирование требуется для обеспечения издания учебной, публицистической и художественной литературы на родных языках, укрепления материально-технической базы учебных заведений и учреждений культуры, а также осуществления ряда других мероприятий, направленных на социальную адаптацию и интеграцию репатриантов в украинское общество.

Опыт реализации мероприятий по обустройству и социально-культурному развитию депортированных граждан в Автономной Республике Крым свидетельствует о том, что, несмотря на все принимаемые государством меры, уровень обустройства репатриантов отстает от средних показателей жизнеобеспечения населения Автономной Республики Крым, что обуславливает необходимость дальнейших усилий по строительству жилья, объектов социально-культурного назначения, инженерных сетей, благоустройству массивов компактного проживания депортированных граждан, решению проблем выделения земельных участков под индивидуальную застройку, ведению личного подсобного хозяйства, обеспечению условий для развития родных языков, культур, реализации образовательных и других гуманитарных программ.

Решение всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением межнационального согласия, обустройством и социально-культурным развитием депортированных граждан в Автономной Республике Крым, нуждается в согласованных действиях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, что обуславливает необходимость принятия данной Программы.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель данной программы – обеспечение в Автономной Республике Крым межнационального согласия, решение комплекса вопросов обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан, консолидация крымского общества, обеспечение полноценного социально-экономического и культурного развития всех этнических групп, проживающих на полуострове, более активное и комплексное включение автономии в общеукраинский контекст.

Реализация цели Программы является условием стойкого развития Автономной Республики Крым, всестороннего использования ее потенциала в интересах всех жителей автономии.

РАЗДЕЛ III
ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Приоритетами программы является следующее:

1. Обеспечение межнационального согласия в Автономной Республике Крым и конституционных прав представителей различных этнических групп на развитие национальной, культурной, языковой самобытности.

2. Комплексное решение вопросов обустройства и социально-культурной адаптации депортированных граждан.

Основные задачи по приоритету 1:

создать равные условия для полноценного социально-экономического, культурного и духовного развития всех этнических групп, проживающих на полуострове;

разработать и реализовать в социальной практике механизмы профилактики конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;

активизировать работу, направленную на повышение уровня толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях;

обеспечить развитие и функционирование государственного, русского и крымскотатарского языков, а также использование языков национальных меньшинств.

Основные задачи по приоритету 2:

обеспечить решение вопросов капитального строительства объектов обустройства депортированных граждан (жилье, коммунальная и социальная инфраструктура, реконструкция и реставрация памятников);

создать условия для социально-культурной адаптации депортированных граждан.

РАЗДЕЛ IV
ПУТИ И СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для выполнения данной Программы предлагаются следующие пути и способы:

совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей развитие межнациональных отношений и регламентирующей процесс обустройства и социально-культурной адаптации депортированных граждан;

проведение постоянного мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений;
создание эффективной системы просвещения и информирования населения о культуре, обычаях, конфессиональных особенностях разных этнических групп, проживающих в Крыму;

внедрение в учреждениях образования Автономной Республики Крым интегрированного курса "Культура добрососедства";

стимулирование социально-культурного диалога между представителями разных этнических групп, проживающих в Крыму;

содействие общественным организациям в проведении благотворительных акций, направленных на воспитание толерантных отношений в обществе;

реализация мероприятий по расселению вновь прибывших репатриантов;

обеспечение мест компактного проживания депортированных граждан необходимой коммунальной и социально-культурной инфраструктурой;

обеспечение депортированных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующим жильем;

реставрация национальных памятников истории и архитектуры, укрепление туристической привлекательности Крыма;

реализация мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию депортированных граждан;

определение земельных массивов для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство и разработка градостроительной документации;

формирование эффективной системы образования на государственном, русском и крымскотатарском языках, а также на языках национальных меньшинств;

содействие общественным организациям в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной, культурной, языковой самобытности представителей разных этнических групп.

Программа выполняется путем осуществления органами исполнительной власти Автономной Республики Крым совместно с районными государственными администрациями в Автономной Республике Крым и соответствующими органами местного самоуправления предусмотренных Программой мероприятий (прилагаются) в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий год.

РАЗДЕЛ V
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение Программы предусматривается осуществить за счет средств, предусмотренных на ее выполнение бюджетом Автономной Республики Крым, местными бюджетами, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством.

Объем средств на отмеченные цели определяется, исходя из финансовых возможностей бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов на 2011 год.

РАЗДЕЛ VI
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Выполнение Программы позволит:

обеспечить конституционные права представителей разных этнических групп, проживающих в Автономной Республике Крым;

снизить риск конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;

обеспечить успешное взаимодействие разных культур;

преодолеть барьер различий между представителями разных этнических групп, проживающих в автономии;

решить комплекс вопросов, связанных с обустройством и социально-культурной адаптацией депортированных граждан;

повысить уровень обеспеченности депортированных лиц необходимым комплексом жилищно-коммунальной и социально-культурной инфраструктуры, максимально завершить формирование существующих поселков и микрорайонов их компактного проживания;

обеспечить сохранение и развитие национальной, культурной, языковой самобытности представителей разных этнических групп, проживающих в Крыму;

содействовать развитию туристической привлекательности Крыма.

За счет средств, выделенных на реализацию Программы, предусматривается осуществлять подвоз питьевой воды в массивы компактного проживания депортированных граждан, организовывать детский отдых в летних оздоровительных лагерях и базах отдыха; оказывать единовременную материальную помощь, а также помощь в приобретении лекарств, слуховых аппаратов, протезов, в проведении операций и лечении; проводить культурные, образовательные, спортивные и другие мероприятия; осуществлять укрепление материально-технической базы ряда учебных заведений, национальных художественных коллективов, республиканских учреждений культуры и др.

РАЗДЕЛ VII
КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Координация реализации мероприятий Программы осуществляется Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан. Непосредственный контроль за выполнением мероприятий осуществляется Постоянной комиссией Верховной Рады Автономной Республики Крым по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан и ответственными исполнителями – Министерством культуры и искусств Автономной Республики Крым, Министерством здравоохранения Автономной Республики Крым, Министерством образования и науки Автономной Республики Крым, Министерством по делам семьи, молодежи и спорта Автономной Республики Крым, Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по информации, Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по охране культурного наследия и Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по делам религий.

Исполнители мероприятий ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информируют Республиканский комитет Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан о ходе выполнения мероприятий. Обобщенная информация представляется Совету министров Автономной Республики Крым.

Совет министров Автономной Республики Крым представляет обобщенную информацию в Верховную Раду Автономной Республики Крым ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.