Ссылка на акт: 165-6/10

165prog

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

28 декабря 2010 года № 165-6/10

ПРОГРАММА
поддержки семьи, детей, молодежи, развития физической культуры
и спорта, обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин
в Автономной Республике Крым на 2011–2014 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основаниями для разработки Программы поддержки семьи, молодежи, развития физической культуры и спорта, обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в Автономной Республике Крым на 2011–2014 годы (далее – Программа) являются Закон Украины "Об общегосударственной программе "Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка" на период до 2016 года", Государственная целевая социальная программа "Молодежь Украины" на 2009–2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 января 2009 года № 41, Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2007–2011 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 ноября 2006 года № 1594.

Приложения 1–2 являются неотъемлемой частью Программы.

РАЗДЕЛ II
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

1. Эффективная государственная политика в сфере поддержки семьи, детей, молодежи, обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин – один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Население Автономной Республики Крым в 2010 году составило 1965,3 тыс. человек. Сохраняется позитивная тенденция снижения уровня естественной убыли населения. Если в 2005 году этот показатель составлял 6,7 человека на 1000 наличного населения, то в 2009 году 2,5 человека на 1000 наличного населения. В 2009 году родилось 23524 ребенка, то есть 12 новорожденных на 1000 наличного населения (в 2005 году родилось 17983 ребенка, или 9 новорожденных на 1000 наличного населения). По состоянию на 1 октября 2010 года в республике насчитывается 9680 многодетных семей, в которых воспитываются более 33 тыс. детей.

Тем не менее, существует ряд проблемных вопросов, требующих усиленного внимания:

снижение престижа семьи, нивелирование семейных ценностей;

неподготовленность молодежи к семейной жизни;

высокий уровень разводов (соотношение разводов и браков составило в 2009 году 46 %);

распространение практики незарегистрированных браков, высокий процент неполных семей (в 2009 году 27 % детей рождены женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке);

низкий уровень рождаемости.

Кроме того, остается высоким количество зафиксированных фактов насилия в семье. По состоянию на 1 июля 2010 года в Крыму зафиксировано 2466 обращений по поводу насилия в семье, 3901 человек состоит на учете по поводу совершения насилия в семье.

Таким образом, на сегодняшний день остаются актуальными задачи сохранения позитивной демографической тенденции, формирования позитивного имиджа семьи, утверждения семейных ценностей в сознании общества, подготовки молодежи к семейной жизни, профилактики асоциальных проявлений в семье.

2. В Автономной Республике Крым насчитывается около 5 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Приоритетной формой устройства таких детей являются семейные формы воспитания.

По состоянию на 1 октября 2010 года в Автономной Республике Крым функционирует 33 детских дома семейного типа, в которых воспитываются 230 детей, и 85 приемных семей, в которых находятся на воспитании 168 детей. Количество детей, устроенных в семейные формы воспитания, увеличилось на 25,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Свыше 60 % детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, находятся под опекой граждан.

В 2010 году сохранена тенденция увеличения числа детей, усыновленных украинскими гражданами. За 9 месяцев текущего года усыновлено 149 детей, в том числе гражданами Украины – 102 ребенка, или 68,5 %.

Вместе с тем значительное число детей указанной категории определяется в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, что практически лишает их возможности обрести семейное окружение.

В Автономной Республике Крым функционируют 6 приютов для детей. Приюты для детей автономии готовы предоставить социальную помощь 240 детям-сиротам, детям, лишенным родительского попечения, а также детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Деятельность приютов для детей в значительной степени содействует снижению преступности среди несовершеннолетних, решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей. Анализ показал, что с начала 2005 года наблюдается общая тенденция снижения количества детей, которым необходима социальная помощь в приютах республики (2005 год – 1638, 2006 год – 1391, 2007 год – 1200, 2008 год – 1057, 2009 год – 715, 6 месяцев 2010 года – 332 ребенка). В том числе по причине бродяжничества в 2005 году в приюты было определено 1133 ребенка, в 2006 году – 978, в 2007 году – 606, в 2008 году – 472, в 2009 году – 239, за 6 месяцев 2010 года – 123 ребенка.

Кроме того, сохраняется тенденция увеличения количества детей, получивших услуги оздоровления и отдыха (с 49 тыс. детей в 2009 году до 60 тыс. детей в 2010 году).

Тем не менее, существует ряд проблемных вопросов, требующих усиленного внимания:

с 2008 года увеличивается количество детей, изъятых из семей: 2005 год – 188, 2006 год – 188, 2007 год – 412, 2008 год – 402, 2009 год – 413 детей, 6 месяцев 2010 года – 174 ребенка;

по состоянию на 1 августа 2010 года насчитывается 1063 ребенка, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;

количество крымских детей школьного возраста, получивших услуги оздоровления и отдыха, остается ниже среднестатистического по Украине (35 % – по Крыму, свыше 50 % – по Украине).

Таким образом, остаются актуальными вопросы совершенствования системы профилактики социального неблагополучия детей, защиты их прав и интересов, обеспечения права детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семье, обеспечения духовного нравственного и социального развития детей, поддержки их творческих инициатив, обеспечения качества оздоровления и отдыха детей.

3. Молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодых граждан является приоритетом развития автономии.

В общей структуре населения Автономной Республики Крым молодежь в возрасте от 18 до 35 лет составляет 25,9 % всех жителей автономии. Из 512 тыс. юношей и девушек, проживающих в Крыму, 70 % учатся в школах, 13 % – в республиканских высших и профессионально-технических учебных заведениях. На учете в республиканском центре занятости состоят 34,5 тыс. молодых людей, имеют статус безработного – более 6 тыс. человек. Свыше 6 тыс. молодых семей и одиноких граждан состоят на квартирном учете.

Деятельность органов власти всех уровней в Автономной Республике Крым направлена на достижение долгосрочных целей по воспитанию у молодых крымчан потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплению здоровья, развитию гражданской позиции, трудовой и социальной активности путем обеспечения достойных условий работы и оплаты за свой труд, предоставления качественного образования, обеспечения молодых крымчан собственным жильем, первым рабочим местом, содержательным досугом, воспитания ценностных ориентиров, формирования культурных запросов, развития уровня духовности и патриотизма.

Отсутствие вышеперечисленных компонентов в развитии и социальном становлении молодежи отрицательно влияет на общественное положение молодых граждан, провоцирует развитие негативных явлений в их среде.

Угрожающее распространение среди молодежи приобрели опасные болезни, передающиеся половым путем, туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания. Увеличиваются объемы нелегальной внешней трудовой миграции. Значительная часть молодых граждан занята в теневом секторе экономики. Снижается интерес молодежи к литературе, искусству, культурному наследию. Проявляется рационалистически – потребительское отношение к жизненным ценностям. Получение материальных благ и достатка преобладает над морально-духовным развитием личности.

Только при условии разрешения вышеперечисленных проблем возможно говорить об успешном дальнейшем развитии молодых людей, их социальном становлении, росте экономики, упрочнении достижений и развития личности.

В мероприятиях Программы учтены потребности всех молодых крымчан, проводимые мероприятия и финансовые потоки направлены на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды и на утверждение активной общественной позиции на благо развития Автономной Республики Крым.

4. Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека на протяжении всей жизни способствует профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Согласно интегральному показателю здоровья населения, которым является средняя продолжительность жизни человека, Украина занимает одно из последних мест в Европе.

В Автономной Республике Крым к занятиям физической культурой и спортом привлечено лишь 153,6 тыс. человек (7,8 % от общей численности населения автономии, при среднем по Украине – 12,4 %).

Требуют неотложного решения проблемы развития спорта высших достижений и подготовки резерва для национальных сборных команд по видам спорта.

Несмотря на позитивную организационную и практическую работу спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций на развитие отрасли физической культуры и спорта влияют следующие негативные факторы:

отсутствие действенной системы физкультурного просвещения населения, которая бы содействовала формированию традиций и культуры здорового образа жизни, престижу здоровья, привлечению граждан к активным занятиям физической культурой и спортом, формированию новых ценностей и ориентации общества на охрану и укрепление здоровья людей;

недостаточное развитие инфраструктуры физической культуры в производственной, учебно-воспитательной и социально-бытовой сферах;

несовершенство системы централизованной подготовки сборных команд и ведущих спортсменов Автономной Республики Крым, низкий уровень финансового и материально-технического обеспечения детско-юношеского и резервного спорта;

слабое оснащение специализированным спортивным инвентарем и оборудованием и неудовлетворительное состояние имеющейся материально-технической базы спортивных сооружений.

Только при условии разрешения вышеперечисленных проблем возможно говорить об успешном развитии массового спорта и спорта высших достижений, ведения населением здорового образа жизни.

5. Равноправное участие женщин и мужчин во всех сферах общества и государства является условием и гарантией утверждения демократии. Действующие механизмы обеспечения гендерного равенства до сих пор остаются несовершенными. Об этом свидетельствует недостаточный уровень участия женщин в принятии политических и социально-экономических решений, низкий уровень экономической активности женщин и мужчин трудоспособного возраста, разрыв в уровне оплаты труда мужчин и женщин, разрыв в средней продолжительности жизни женщин и мужчин и др.

Так, в Автономной Республике Крым по состоянию на 1 октября 2010 года доля женщин на руководящих должностях в республиканских органах исполнительной власти составляет 15,7 %, на районном уровне – 14 %, нет ни одной женщины – городского головы. Доля женщин-депутатов уменьшается от районного уровня к республиканскому с 55 % до 17 %. Разрыв в средней продолжительности жизни женщин и мужчин составляет 10 лет.

Таким образом, на первый план выступают задачи повышения гендерной культуры населения, обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.

РАЗДЕЛ III
ЦЕЛЬ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Целью Программы является создание благоприятных социальных условий:

для сохранения и укрепления института семьи, повышения жизненного уровня семей;

для сокращения количества разводов, улучшения демографической ситуации;

для предупреждения социального сиротства;

для снижения уровня насилия в семьях;

для реализации права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

для решения насущных повседневных проблем юношей и девушек, активизации участия молодых граждан в социально-экономической, политической и культурной жизни республики, жизненного самоопределения и самореализации крымской молодежи;

для ведения здорового образа жизни, привлечения широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

для развития спорта высших достижений;

для увеличения количества контингента, занимающегося физической культурой и спортом, из числа лиц с ограниченными физическими возможностями;

для обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин как одного из важных ценностных ориентиров.

2. Приоритетными направлениями Программы являются:

2.1. Создание условий для функционирования социально благополучной семьи и демографического развития.

Основными задачами в данном направлении являются:

формирование позитивного имиджа семьи, популяризация семейного образа жизни;

подготовка молодежи к семейной жизни;

профилактика асоциальных проявлений в семье.

2.2. Защита прав детей. Реализация права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Формирование имиджа Крыма как всеукраинской детской здравницы.

Основными задачами в данном направлении являются:

обеспечение приоритетного права детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семье;

профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков, социального неблагополучия детей, защита их прав и интересов;

поддержка творческих инициатив детей;

создание целостной эффективной системы оздоровления и отдыха детей Автономной Республики Крым.

2.3. Обретение молодежью уверенности в завтрашнем дне. Социальное становление молодежи. Создание благоприятных социальных условий для всестороннего и гармоничного становления и развития личности.

Основными задачами в данном направлении являются:

содействие занятости молодежи, профессиональная ориентация, трудоустройство;

обеспечение молодежи жильем;

содействие развитию и реализации творческих способностей молодежи, духовному интеллектуальному и эстетическому развитию молодого поколения;

содействие общественной и политической активности молодежи.

2.4. Развитие массового спорта и спорта высших достижений. Популяризация здорового образа жизни.

Основными задачами в данном направлении являются:

популяризация здорового образа жизни;

организация занятий физической культурой и спортом во всех сферах общественной жизни;

развитие спорта высших достижений;

развитие детско-юношеского спорта;

развитие спорта высших достижений, детско-юношеского спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями;

развитие спортивной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.

2.5. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Основными задачами в данном направлении являются:

формирование гендерной культуры населения;

устранение гендерных стереотипов в обществе.

РАЗДЕЛ IV
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется путем:

осуществления исполнителями мероприятий, определенных Программой (Приложение 2);
разработки и реализации на основе целей, приоритетов и задач Программы ежегодных мероприятий, являющихся основой для формирования бюджета Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Автономной Республики Крым на соответствующий год.

РАЗДЕЛ V
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов в пределах ежегодно выделяемых ассигнований, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

РАЗДЕЛ VI
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации Программы будут сформированы условия для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки семьи, детей, молодежи, развития физической культуры и спорта, обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в Автономной Республике Крым и достигнуты следующие результаты:

повышение качества жизни, снижение уровня напряженности в общественной среде;

увеличение коэффициента рождаемости (на 1 тыс. населения) с 12 в 2010 году до 15,3 в 2014 году (к 2015 году – 16 %);

уменьшение соотношения количества разводов к количеству заключенных браков с 46 % в 2010 году до 37 % в 2014 году (к 2015 году – 35 %);

увеличение количества привлеченных к реабилитационным программам жертв насилия ежегодно на 5 %;

увеличение количества семей, снятых с социального сопровождения с положительным результатом, ежегодно на 3 %;

увеличение количества семей, в которых предупреждено изъятие ребенка, ежегодно на 5 %;

снижение количества беспризорных и безнадзорных детей к 2012 году на 75 %, к 2014 – на 95 %;

снижение уровня социального сиротства ежегодно на 5 %;

увеличение до 2015 года количества детей, усыновленных гражданами Украины, ежегодно на 2 %;

увеличение уровня определения в семейные формы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к 2014 году до 80 %;

50 % охват старшеклассников автономии услугами профориентации;

снижение количества безработных из числа молодежи на 35 %;

снижение количества незанятого населения минимум на 8 % в год;

рост количества молодых граждан, принимающих участие в деятельности различных органов общественно-государственного управления, на 15 %;

рост количества структур студенческого самоуправления на 20 %;

рост количества детских и молодежных общественных организаций на 20 %;

увеличение числа лиц, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом, до 20 % от общего количества населения;

обеспечение максимального участия крымских спортсменов в Олимпийских, Паралимпийских, Дефлимпийских играх, Всемирных и Интеллимпийских играх, чемпионатах Европы и мира;

обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в различных сферах жизнедеятельности;

повышение гендерной культуры населения, уровня правовой грамотности, социально-правовой защищенности населения в сфере гендерной политики;

уменьшение числа правонарушений, связанных с торговлей людьми.

Прогноз основных показателей реализации Программы представлен в Приложении 1.

Мероприятия по реализации Программы представлены в Приложении 2.