Ссылка на акт: 1912-5/10

1912prog

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

20 октября 2010 года № 1912-5/10

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
использования и охраны земель в Автономной Республике Крым
на 2010–2015 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Правовое регулирование

Республиканская программа использования и охраны земель в Автономной Республике Крым на 2010–2015 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Земельным кодексом Украины, Законом Украины "Об охране земель", Законом Украины "О землеустройстве".

Глава 2. Современное состояние использования и охраны земель

1. Земельные ресурсы Автономной Республики Крым.

Земельный фонд Автономной Республики Крым по состоянию на 1 января 2010 года составляет 2608,1 тыс. га, из них 1798,9 тыс. га, или 69 %, составляют сельскохозяйственные угодья, что свидетельствует о высоком уровне сельскохозяйственной освоенности земель.

В структуре сельскохозяйственных угодий:

1264,6 тыс. га (70 %) – пашня;

12,6 тыс. га (0,7 %) – залежи;

80,6 тыс. га (4,5 %) – многолетние насаждения;

2 тыс. га (0,1 %) – сенокосы;

439,1 тыс. га (24,7 %) – пастбища.

Площадь земельного фонда в расчете на 1 жителя республики составляет 1,24 га, в том числе сельскохозяйственных угодий – 0,85 га, из них пашни – 0,6 га. По Украине в целом эти показатели составляют соответственно 1,21 га, 0,84 га и 0,66 га.

Общее количество землепользователей и собственников земли (юридических и физических лиц) составляет 826,2 тыс. В их пользовании и собственности находится 1908,8 тыс. га земель (73,2 % от общей площади республики), в том числе 1474,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (82 % от общей площади сельхозугодий в автономии).

В пользовании и собственности 10,6 тыс. юридических лиц находится 1184,6 тыс. га земель (или 62 % от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц).

В пользовании и собственности 815,6 тыс. граждан – физических лиц находится 724,2 тыс. га земель (или 38 % от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц), в том числе 706,8 тыс. га сельхозугодий.

Всего в автономии числятся 869 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, в пользовании которых находится 781,9 тыс. га земель (или 41 % от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц, или 66 % от площади земель всех юридических лиц), в том числе 747,4 тыс. га сельхозугодий.

В землях запаса и землях, не предоставленных в собственность и пользование в границах населенных пунктов, находится 699,3 тыс. га земель (или 27 % от общей площади земель автономии), в том числе 324,7 тыс. га сельхозугодий (или 18 % от площади сельхозугодий автономии).

В пользовании 6 тыс. различных учреждений и организаций находится 14,9 тыс. га земель, в том числе 0,8 тыс. га сельхозугодий.

Промышленные предприятия (1,3 тыс.) занимают 21,8 тыс. га земель, в том числе 0,5 тыс. га сельхозугодий.

В пользовании 546 предприятий и организаций транспорта и связи находится 18,8 тыс. га, в том числе 1,3 тыс. га сельхозугодий.

Части, предприятия, организации, учреждения обороны (436 ед.) расположены на площади 34,3 тыс. га, в том числе 8,4 тыс. га сельхозугодий.

В пользовании 1222 организаций, предприятий и учреждений природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения находится 10,9 тыс. га земель, в том числе 1,7 тыс. га сельхозугодий. В том числе:

11 предприятий природоохранного назначения занимают земли площадью 5,3 тыс. га;

172 предприятия оздоровительного назначения занимают земли площадью 1,5 тыс. га;

1011 предприятий рекреационного назначения занимают земли площадью 2,6 тыс. га;

28 предприятий историко-культурного назначения занимают земли площадью 1,5 тыс. га.

Площадь земель, занятых 39 лесохозяйственными предприятиями, составляет 281,9 тыс. га, в том числе 6,4 тыс. га сельхозугодий.

Водохозяйственные предприятия (111 ед.) занимают площадь 19,8 тыс. га, в том числе 0,9 тыс. га сельхозугодий.

Общая площадь орошаемых земель составляет 397,3 тыс. га (или 15 % от общей площади земель республики), площадь орошаемых сельхозугодий – 396,3 тыс. га (или 22 % от общей площади сельхозугодий в республике).

Из этих земель 260 тыс. га находятся в пользовании 389 сельскохозяйственных предприятий, из них 259,3 тыс. га сельхозугодий.

В собственности и пользовании граждан находится 132,7 тыс. га орошаемых сельхозугодий.

В землях запаса и землях, не предоставленных в собственность и пользование, находится 4,5 тыс. га орошаемых сельхозугодий.

В государственной собственности числится 1384,2 тыс. га (или 53,1 % от общей площади республики), в том числе 588,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (32,7 % от общей площади сельхозугодий республики).

В собственности физических и юридических лиц находится 1220,4 тыс. га земель (или 46,8 % от общей площади республики), в том числе 1210,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (67,3 % от общей площади сельхозугодий республики).

В коллективной собственности числится 4,5 тыс. га земель несельскохозяйственного назначения (0,2 % от общей площади республики).

Состояние использования и охраны земельных ресурсов характеризуется как неудовлетворительное и имеет тенденцию к ухудшению, это связано:

с высоким уровнем хозяйственного (прежде всего сельскохозяйственного) освоения территории;

со значительной землеемкостью основных областей экономики;

с неравномерным сельскохозяйственным освоением территории, вследствие чего распаханность земель в отдельных районах достигла чрезмерных размеров;

с интенсивным развитием деградационных процессов и наличием значительных площадей деградированных земель;

со стихийным формированием новых типов землепользования в рыночных условиях путем аренды земельных участков (паев), которые характеризуются нестабильностью, мелкоконтурностью, чересполосицей;

с наличием непригодных для сельскохозяйственной деятельности земель;

с наличием территорий, которые испытывают постоянное влияние опасных стихийных явлений;

с отсутствием программ комплексного решения вопросов относительно использования и охраны земель;

с недостаточностью нормативно-правовых актов и актов нормативно-технического характера, которые регулируют использование и охрану земель.

2. Деградационные процессы и их влияние на состояние земельных ресурсов.

Чрезмерное расширение площади пашни, в том числе на склоновых землях, привело к нарушению экологически сбалансированного соотношения сельскохозяйственных угодий, лесов и водоемов, что отрицательно сказалось на стойкости агроландшафтов и обусловило значительную техногенную нагрузку на экосферу.

Наиболее важным фактором снижения производительности земельных ресурсов и роста деградации агроландшафтов является эрозия почв. Каждый год от эрозии в Украине теряется 460 млн. т грунта. Среднегодовые потери гумуса при этом составляют 14 млн. т, подвижного фосфора и обменного калия – по 0,05 млн. т. Довольно интенсивно развиваются процессы линейного размыва и оврагообразования. Площадь оврагов составляет 13,3 тыс. га. Значительные площади систематически подвергаются ветровой эрозии.

На качественном состоянии земельных ресурсов сказываются также и другие отрицательные факторы (засоленность, солонцеватость, переувлажненность и т. п.).

Нерациональное сельскохозяйственное использование земель приводит к снижению плодородия почв через их переуплотнение (особенно черноземов), потере комковато-зернистой структуры, водопроницаемости и аэрационной способности и имеет негативные (отрицательные) экологические последствия.

В последнее время усилились процессы деградации почвенного покрова, которые обусловлены техногенным загрязнением. Наибольшую опасность для окружающей природной среды представляет загрязнение почв тяжелыми металлами, возбудителями болезней. Таким образом, в структуре земель автономии значительные площади занимают почвы с неудовлетворительными свойствами (деградированные и другие малоплодородные почвы).

На качественное состояние земельных ресурсов и целого ряда объектов различных областей экономики существенным образом влияют гидрометеорологические факторы и опасные экзогенные геологические процессы и явления (проседание грунта, разрушение берегов побережья Черного моря, рек, водохранилищ и т. п.).

3. Нарушенные земли и значение проведения мероприятий по рекультивации нарушенных земель для охраны и рационального использования земель.
Вместе с развитием промышленности и строительства все большие масштабы принимает нарушение земель. Это приводит к ухудшению экологической обстановки, образованию техногенных ландшафтов. Интенсивнее всего разрушается почвенный покров при открытой добыче полезных ископаемых.

По приблизительным подсчетам, в нашей стране площадь нарушенных земель достигает 165 тыс. га, а восстановление отработанных земель в среднем по Украине может продолжаться до 36 лет. Поэтому проблема индустриального влияния на почвенный покров в будущем будет не менее актуальна.

Площадь нарушенных земель по Автономной Республике Крым составляет 4878,02 га, или 3 % от общей площади республики.
Интенсивное использование земельных участков для добычи полезных ископаемых влечет за собой разрушение поверхностного слоя почвы, формирование горных выработок и отвалов вскрышных пород, нарушение гидрологического режима ландшафтов, разрушение целостности природной экологической системы.

По состоянию на 1 декабря 2009 года на территории Автономной Республики Крым насчитываются 162 месторождения полезных ископаемых строительного минерального сырья и 276 карьеров.

Из общего количества карьеров: 86 работающих карьеров на общей площади 1438,59 га и 37 неработающих карьеров на площади 542,02 га.
В результате разработки месторождений полезных ископаемых добывающими организациями нарушено всего 4894,02 га, из них отработано и требует рекультивации 1499,2 га.

Одной из основных проблем в Автономной Республике Крым являются брошенные карьеры, количество которых составляет 153 ед. на площади 2913,41 га, часть из них находится на землях бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий.
4. Создание защитных лесных насаждений.

Леса для Крыма имеют исключительно важное значение, выполняя водоохранные, почвозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и климаторегулирующие функции.

Лесистые зеленые зоны являются по существу "легкими" городов и поселков, очищают воздух и насыщают его фитонцидами. Облесение горных склонов позволило предотвратить селевые потоки, полезащитные лесные полосы препятствуют пыльным бурям, причинявшим большой ущерб сельскому хозяйству, ветровой эрозии почв, защищают автомобильные и железные дороги от снежных и песчаных заносов.

На сегодняшний день общая фактическая лесистость Крыма составляет 11,4 % территории, что меньше чем в среднем по Украине (15,7 %). Наибольшая лесопокрытость наблюдается в Закарпатской области (55 %) территории, наименьшая в Запорожской (5 %). При этом оптимальная экологическая норма лесистости для Крыма составляет 19 %. Одним из преимуществ Крыма является большая доля заповедных лесов, что, безусловно, способствует их охране. Несмотря на то, что по запасам леса Украина занимает восьмое место в Европе (без Российской Федерации), средний уровень лесистости в нашей стране значительно ниже уровня большинства стран Европы и нуждается в повышении. Для примера, лесистость территории Швеции достигает 60,3 %, Франции – 27,6 %, Федеральной Республики Германии – 30,1 %, Польши – 28,6 %.

В Программе планируется до 2015 года создавать в Автономной Республике Крым ежегодно около 1500 га защитных лесонасаждений.

5. Проведение инвентаризации земель водного фонда, установление границ прибрежных защитных полос вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и др. на территории Автономной Республики Крым.

Водный кодекс Украины регулирует правовые отношения с целью обеспечения сохранения, научного обоснования, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охраны вод от загрязнения и исчерпывания, избежания вредного воздействия вод и ликвидации его последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование. Водный фонд включает все водные объекты на территории Украины, а именно: поверхностные воды (озера), водотоки (реки, ручьи), искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море. Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

Исторически сложилось, что на берегах рек и водоемов проживает большинство сельского и городского населения, которое издавна использует их для хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреации, рыболовства и других целей.

Основным фактором отрицательного влияния на состояние водных объектов можно назвать хозяйственную деятельность человека. Экологическая ситуация, сложившаяся на большинстве рек и водоемов, связана с несовершенством проводимых водоохранных мероприятий. В частности, необходимо принятие ряда мер, которые предотвратили бы или уменьшили антропогенное влияние на водные объекты.

Одним из таких мероприятий и наиболее важным является вынос в натуру и закрепление на местности прибрежных полос вдоль рек и водоемов, которые устанавливаются с целью создания благоприятного режима для водных объектов, предупреждения их загрязнения и засорения. Границы прибрежных полос определяются специально разработанными проектами, которыми также определяется режим хозяйственной деятельности в них. Ширина прибрежных полос зависит от водосборной площади водного объекта и составляет: для малых рек, ручьев, прудов с площадью менее 3 га – 25 м; для средних рек, водохранилищ на них, а также прудов площадью более 3 га – 50 м; для больших рек, водохранилищ на них и озер – 100 м. Вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защитная полоса шириной не менее 2 км от уреза воды.

Согласно действующему законодательству Украины в границах этих полос запрещается:

распахивание земель (кроме подготовки почвы для залужения и залесения);

хранение и применение пестицидов и удобрений;

устройство летних лагерей для животных;

строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;

устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопление жидких и твердых отходов производства;

мойка и обслуживание транспортных средств и техники.

На территории автономии имеются 1657 рек общей протяженностью 5996 км, 300 озер, 23 водохранилища, 1708 прудов и 1540 км каналов государственной мелиоративной сети. Ориентировочно площадь прибрежных защитных полос (далее – ПЗП) вдоль рек и вокруг водоемов Крыма составляет 85,07 тыс. га, в том числе вдоль рек – 32,5 тыс. га, вокруг озер – 44,66 тыс. га, водохранилищ – 1,23 тыс. га, прудов и водоемов – 6,68 тыс. га.

По состоянию на 1 декабря 2009 года разработаны проекты прибрежных защитных полос на общей площади 6,5 тыс. га, в том числе вдоль рек – 4,8 тыс. га, вокруг озер – 0,9 тыс. га, водохранилищ – 0,7 тыс. га, вдоль морей – 0,1 тыс. га.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 ноября 2003 года № 660-р "О дополнительных мерах по разрешению проблем в экономической и социальной сферах Автономной Республики Крым" финансирование работ по созданию прибрежных защитных полос на объектах государственной собственности осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, на водных объектах местного значения – за счет средств местных бюджетов.

За счет средств Государственного бюджета Украины на сумму 833,656 тыс. грн. в рамках Комплексной программы защиты сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного воздействия вод на период до 2010 года и прогноз до 2020 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июля 2006 года № 901, разработаны проекты по выносу в натуру ПЗП Феодосийского, Белогорского, Тайганского, Альминского, Симферопольского, Льговского водохранилищ, рек Кача, Альма, Степная, Мироновка общей площадью 5 тыс. га.

За счет средств местных бюджетов на сумму 666,6 тыс. грн. разработаны проекты ПЗП рек Степная, Учан-Су, Кутлак, Авунда, Хастабаш, Леменко, Хаста, озер Красное, Сакское, Сасык-Сиваш и б.Темеш общей площадью 1,4 тыс. га.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Необходимость разработки Программы обусловлена признанием того, что:

системный экономический кризис охватил также и сферу использования земельных ресурсов;

неудовлетворительное экологическое состояние земельных ресурсов является одной из главных причин ухудшения качества окружающей природной среды;
решение проблем в сфере использования и охраны земель относится к приоритетным направлениям государственной политики в проведении социально-экономических реформ, в том числе земельной реформы;

реформирование хозяйственного комплекса должно проводиться с достаточным гарантированием экологической безопасности населения, восстановлением состояния окружающей природной среды, в том числе качественного состояния земель.

2. Цель Программы состоит в проведении в Автономной Республике Крым государственной региональной политики, направленной на сбалансированное обеспечение нужд населения и отраслей экономики в земельных ресурсах, рациональное использование и охрану земель, защиту их от истощения, деградации, загрязнения, повышение урожаев сельскохозяйственных культур, увеличение объемов производства высококачественной и экологически чистой продукции и обеспечение продовольственной безопасности государства: сохранение ландшафтного и биологического многообразия и создание экологически безопасных условий проживания населения, проведение хозяйственной деятельности.

3. Задачами Программы являются:

проведение анализа состояния использования и охраны земель с учетом использования ресурсов биосферы, которые обеспечивают ее воспроизведение, функциональное равновесие;

выявление резервов земельных ресурсов, пригодных для использования по целевому назначению в разных областях экономики;

проведение сравнительного анализа намерений и нужд использования земель, определенных в общегосударственных и региональных программах экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, других программах, схемах развития областей экономики, с определением возможных путей и оптимального варианта решения проблемных вопросов;

перераспределение земель автономии между отраслями экономики исходя из пригодности земель для использования по целевому назначению;

проведение мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению (с целью уменьшения распаханности земель и увеличения лесистости территории Крыма);

внедрение мероприятий по восстановлению плодородия почв и почвозащитных технологий с целью ликвидации процессов деградации земель;

проведение мероприятий по рекультивации земель, нарушенных в результате добычи полезных ископаемых, направленных на восстановление почвенного покрова, улучшение состояния и продуктивности нарушенных земель;

приоритетность экологической безопасности и соблюдение экологических требований охраны земель в процессе землеустройства территорий;
проведение инвентаризации земель водного фонда, установление границ прибрежных защитных полос вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и др. на территории Автономной Республики Крым;

ограничение изъятия (выкупа) особо ценных земель, в частности сельскохозяйственного назначения, для несельскохозяйственных нужд;

применение экономических рычагов влияния на субъекты землепользования, в частности по внедрению почвозащитных технологий и иных мероприятий в отношении охраны плодородия почв;

усовершенствование системы мониторинга земель и почв.

РАЗДЕЛ III
ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Исходя из основ социально-экономической политики государства в ближайший период для преодоления кризисного состояния в сфере использования и охраны земель, в частности земель сельскохозяйственного назначения, необходимо принять предупреждающие природоохранные меры. Эта проблема нуждается в комплексном решении, которое возможно лишь на основе программно-целевого метода, который обеспечивает внедрение передовых технологий, а также системного подхода к эколого-экономическому обоснованию механизма реализации, согласования объемов имеющихся земельных ресурсов с их потребностью для развития экономики.

С учетом критического состояния земель сельскохозяйственного назначения и невозможности в ближайшем будущем самовоспроизведения их свойств, данных агрохимической паспортизации земель и результатов мониторинга грунтов предусмотрено осуществление мероприятий по повышению уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения путем проведения ряда работ по улучшению качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, в частности повышения уровня применения удобрений в оптимальных нормах и соотношениях, проведения химической мелиорации почв в научно обоснованных объемах, сроках и дозах, внедрение научно обоснованных севооборотов, элементов биологизации земледелия, ресурсо- и энергосберегающих технологий воссоздания плодородия почв и ведения земледелия.

Перспективным является формирование экосети как единой пространственной системы ключевых, соединенных, буферных и возобновляемых территорий. Автономная Республика Крым – территория, которая нуждается в создании лесонасаждений.

Проблемы, которые имеют место в сфере использования и охраны земель, требуют неотложного решения.

Для финансирования мероприятий использования и охраны земель, кроме средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, собственников земли и землепользователей необходимо привлекать средства местных бюджетов (средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства на специальные счета соответствующих бюджетов).

РАЗДЕЛ IV
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 2010–2015 годы и должна быть реализована путем проведения основных мероприятий и работ, предусмотренных в Приложении к этой Программе.

Для реализации Программы объединяются усилия органов местного самоуправления всех уровней, районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, Республиканского комитета Автономной Республики Крым по земельным ресурсам, Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, Республиканского комитета Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству, Министерства аграрной политики Автономной Республики Крым, Министерства финансов Автономной Республики Крым, Крымского республиканского проектно-технологического центра охраны плодородия почв и качества продукции, землеустроительных организаций.

Координатором по выполнению мероприятий Программы является Республиканский комитет Автономной Республики Крым по земельным ресурсам.

РАЗДЕЛ V
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа выполняется в два этапа.

На первом этапе выполнения Программы (2010–2012 годы) предполагается:

осуществление мероприятий по усовершенствованию организационного обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов на республиканском уровне;

разработка схемы использования и охраны земель;

разработка систем почвозащитного земледелия с элементами биологизации;

обеспечение прекращения деградации почв на наиболее эрозионно опасных территориях;

начало работ по почвенному и геоботаническому обследованию земель;

осуществление контроля воспроизведения и охраны плодородия почв на основании данных агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения и других результатов мониторинга почв;

внедрение ресурсосохраняющих технологий использования агрохимикатов;

проведение картографирования почв и обработки полученной информации;

проведение мониторинга и комплексной оценки техногенно загрязненных земель сельскохозяйственного назначения и агрохимических мероприятий по воспроизведению их плодородия;

разработка механизма формирования и ведения национального, региональных и местных банков данных о качественном состоянии земель и почв и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы, касающейся предотвращения отрицательных процессов и ликвидации их последствий, планирование почвозащитных и других мероприятий;

разработка и внедрение экономических механизмов землепользования;

организация мониторинга состояния выполнения Программы.

На втором этапе (2013–2015 годы) планируется осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, в частности:

завершение почвенного и геоботанического обследования земель, обобщение его результатов;

стабилизация процессов воспроизведения плодородия почв и достижение бездефицитного баланса питательных веществ;

стимулирование работ, связанных с воспроизведением и охраной плодородия почв;

создание предпосылок для рационального землепользования, обеспечение продовольственной безопасности и экономической стабильности автономии.

РАЗДЕЛ VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, в том числе средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Затраты на реализацию основных мероприятий Программы приведены в Приложении.

РАЗДЕЛ VII
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Выполнение предусмотренных Программой мероприятий и задач даст возможность:

обеспечить перераспределение земельного фонда между отраслями экономики исходя из пригодности земель для использования в составе разных категорий земель;

увеличить площади земель с естественными ландшафтами до уровня, достаточного для сохранности ландшафтного и биологического многообразия;

создать единую завершенную систему лесомелиоративных насаждений в долинах рек;

создать и упорядочить водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;

обеспечить повышение лесистости территории и улучшение условий окружающей природной среды путем проведения мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;

приостановить деградационные процессы почв, в частности снижение содержания гумуса и достижение его бездефицитного баланса;

осуществить консервацию деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель;

снизить уровень сельскохозяйственной освоенности территории путем выведения деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель из интенсивного сельскохозяйственного использования и перевода их в природные угодия (залужение, залесение) путем консервации;

обогатить почвы питательными веществами и нормализовать их баланс;

создать условия для более эффективного управления землями, увеличения поступлений средств в бюджеты разных уровней.

Выполнение Программы путем осуществления комплекса организационных правовых, эколого-экономических и других мероприятий даст возможность остановить процессы деградации почвенного покрова, создать стойкую систему наращивания биоресурсного потенциала земель и повысить экономическую эффективность их использования.

Таким образом, будет обеспечено:

в экономической сфере – повышение эффективности общественного производства благодаря более рациональному использованию природно-ресурсного потенциала земель, естественных, экономических и других видов ресурсов, в частности, будет разрешима проблема повышения эффективности сельскохозяйственного производства в соответствии с изменениями в аграрном секторе автономии; увеличение эффективности налогообложения земельных участков, что позволит взимать экономически обоснованную плату за землю, наполняя таким образом бюджеты разных уровней;

в экологической сфере – рациональное использование и охрана земель обеспечит обогащение окружающей среды естественными ландшафтами, техногенно-экологическую безопасность жизнедеятельности человека путем обоснования экологически допустимых уровней и режимов использования земель;

в социальной сфере – создание и поддержание полноценной жизненной среды, охрана и рациональное использование особо ценных земель.

Программа является составной частью деятельности по обеспечению экологического равновесия, социальной стабильности в Автономной Республике Крым.