Ссылка на акт: 1911-5/10

1911prog

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

20 октября 2010 года № 1911-5/10

ПРОГРАММА
реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства
Автономной Республики Крым на 2010–2014 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на 2010–2014 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Украины "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–2014 годы".

В жилищно-коммунальном хозяйстве Автономной Республики Крым обострился ряд проблем.

Неудовлетворительным является финансовое состояние предприятий и организаций отрасли, обусловленное несовершенством тарифной политики и задолженностью потребителей всех уровней за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Нерешенными остаются вопросы финансирования развития, обновления, модернизации действующих мощностей водоснабжения, водоотведения, городского электротранспорта, инженерных сооружений, объектов жилищного фонда и элементов благоустройства территорий.

Социальная зависимость предприятий и организаций отрасли, их неудовлетворительное финансовое состояние определяют недостаточный уровень качества жилищно-коммунального обеспечения.

Локальный монополизм коммунальных предприятий, неурегулированность правовых механизмов их ответственности за количество и качество предоставляемых ими услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.

Состояние жилищного фонда имеет прогрессирующую тенденцию к росту его физического износа.

На протяжении последних лет объемы выполнения капитального ремонта жилья реализуются на уровне 8–12 % от нормативных потребностей.

Не обеспечивается решение вопросов замены (модернизации) лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет. Удельный вес таких лифтов в жилищном фонде достиг 30,6 %.

Удельный вес общей площади многоквартирного жилищного фонда, который передан в управление предприятиям негосударственной формы собственности, составляет 6,1 %. На территории Автономной Республики Крым создано и функционирует 561 объединение собственников многоквартирных жилых домов, что составляет 4,5 % от общего объема многоквартирного жилищного фонда.

Уровень оснащенности жилья подомовыми приборами учета потребления энергоресурсов остается низким. Счетчиками тепловой энергии и воды оснащены соответственно 33,1 % и 14,2 % многоквартирных жилых домов.

Основная часть производственных мощностей водопроводно-канализационной системы республики построена в период 1960–1980 годов и требует реконструкции.

Удельный вес ветхих и аварийных водопроводно-канализационных сетей достиг 48,3 %, более 40 % технологического оборудования эксплуатируется с предельным физическим износом. Потери очищенной воды в сетях достигли 44,4 %, удельные затраты электроэнергии на 1 м3 поданной воды составляют 1,345 кВт.

Сроки эксплуатации 45 % котельных превышают 25 лет. В них продолжают эксплуатироваться 495 морально и физически изношенных котлов. Удельный вес котлов со сроком эксплуатации более 20 лет, ветхих и аварийных сетей теплоснабжения составляет соответственно 34,7 % и 30,4 %.
Удельный расход топлива на производство тепловой энергии продолжает оставаться высоким и составляет 164,9 кг у. т./Гкал.

Подвижной состав Крымского республиканского производственного предприятия "Крымтроллейбус" требует обновления. Сверхнормативный срок эксплуатации имеют 97,4 % пассажирских троллейбусов.

Более 70 км контактной сети эксплуатируется со сверхнормативным износом.

Весь подвижной состав Евпаторийского трамвайного управления достиг сверхнормативного срока эксплуатации, 80 % протяженности трамвайного пути требует ремонта.

Состояние объектов благоустройства населенных пунктов в автономии и уровень их содержания не в полной мере соответствуют потребностям населения.      

В целом по отрасли дебиторская задолженность предприятий и организаций, предоставляющих услуги по тепло-, водоснабжению и водоотведению, содержанию жилищного фонда и объектов благоустройства, достигла 539,5 млн. грн. В том числе задолженность населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги – 375,5 млн. грн.

Финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет обеспечить качественное оказание услуг и осуществлять инновационную деятельность, направленную на реконструкцию своих основных фондов и обновление инфраструктуры населенных пунктов.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель Программы заключается в реализации на территории Автономной Республики Крым государственной политики в вопросах реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которая определена Законом Украины "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–2014 годы" и базируется на следующих основных принципах:

создание условий для стабильного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям;

обновление производственной базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства с учетом внедрения прогрессивных технологий и инновационной модели развития отрасли;

повышение эффективности использования энергоносителей, снижение энергоемкости производства;

ликвидация диспропорции между спросом и предложением на рынке жилищно-коммунальных услуг;

повышение уровня управления жильем и коммунальной инфраструктурой;

создание равных условий для всех субъектов хозяйствования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

стимулирование инвестиционной деятельности предприятий отрасли с целью модернизации и реконструкции производственно-технологических фондов;

обеспечение эффективного использования финансовых и материальных ресурсов производителями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг;

гласность, общественный контроль и прозрачность в принятии решений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

РАЗДЕЛ III
ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные задания и мероприятия по реализации Программы определены в Приложении 1 по следующим основным направлениям работы.

1. Развитие системы регулирования деятельности природных монополий на рынке коммунальных услуг в Автономной Республике Крым.

В период 2010–2011 годов в Автономной Республике Крым планируется осуществить мероприятия по совершенствованию системы управления предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, проведению инвентаризации основных фондов предприятий тепло-, водоснабжения и водоотведения, созданию служб энергоменеджмента, пересмотру норм потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрению региональной системы контроля за выполнением лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности.

2. Реализация в Автономной Республике Крым государственной жилищной политики, создание системы эффективного управления многоквартирным жилищным фондом.

Основными направлениями работы по совершенствованию системы управления жилищным хозяйством являются создание объединений совладельцев многоквартирных жилых домов (далее – ОСМД) и реализация мероприятий по передаче ведомственного жилищного фонда (в том числе общежитий) в коммунальную собственность территориальных громад.

Создание ОСМД будет способствовать формированию собственников многоквартирных жилых домов и обеспечению эффективного использования финансовых ресурсов на их содержание.

Передача ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность территориальных громад позволит обеспечить равные возможности в обслуживании жилых домов и бюджетном финансировании расходов, связанных с их капитальным ремонтом.

Передача ведомственных общежитий в коммунальную собственность территориальных громад позволит осуществить приватизацию жилья в общежитиях в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий" и создание объединений совладельцев для формирования собственников зданий общежитий.

В период 2010–2014 годов в Автономной Республике Крым планируется осуществить мероприятия по созданию ОСМД общей площадью обслуживаемого жилья 11988 тыс. м2 и передаче в коммунальную собственность территориальных громад 957,3 тыс. м2 ведомственного жилищного фонда, в том числе общежитий – 241,2 тыс. м2.

Приоритетными направлениями работы в вопросах улучшения содержания жилищного фонда являются ликвидация аварийности и ветхости жилых домов, замена (модернизация) лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет.

В 2010–2014 годах в республике планируется ликвидировать аварийность и ветхость 86,9 тыс. м2 жилищного фонда, заменить (модернизировать) 660 лифтов в жилых домах повышенной этажности.

3. Развитие конкурентной среды на рынке обслуживания жилья в Автономной Республике Крым.

Проведение собственниками жилья конкурсного отбора подрядчиков для технического его обслуживания позволит повысить качество содержания жилищного фонда и эффективность используемых финансовых ресурсов.

В 2010–2014 годах планируется привлечь предприятия негосударственной формы собственности к обслуживанию 4,4 млн. м2 коммунального жилищного фонда.

В 2010–2012 годах планируется выполнение мероприятий по определению в городах кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда, разработке проектов комплексной их застройки, проведению конкурсов по определению инвесторов-застройщиков, с 2013 года – начать осуществление их реконструкции с привлечением средств инвесторов.

4. Обеспечение безубыточного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Автономной Республике Крым.

Основными направлениями работы по обеспечению безубыточного функционирования предприятий являются поэтапное приближение стоимости жилищно-коммунальных услуг к фактическим затратам на их производство и оказание, ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг, повышение дисциплины расчетов, оптимизация энергетических и материальных ресурсов в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг.

В 2012 году планируется довести до 100 % уровень возмещения доходами затрат операционной деятельности предприятий на производство и оказание услуг, до 98 % – уровень оплаты услуг населением.

С целью совершенствования системы учета и контроля начислений и поступлений средств за жилищно-коммунальные услуги в 2010–2012 годах планируется создание в городах Симферополе, Ялте, Алуште, Феодосии, Керчи и Судаке расчетных центров с автоматизированными системами начислений и учета оплаты жилищно-коммунальных услуг.

5. Техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства в Автономной Республике Крым.

В 2010–2014 годах планируется осуществить мероприятия по обновлению производственной базы предприятий отрасли с учетом внедрения прогрессивных технологий, обеспечить повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение энергоемкости производства. Вследствие этого предполагается сократить:

удельный вес ветхих и аварийных сетей теплоснабжения – на 15,4 %, водоснабжения – на 23,3 %;

удельный вес подвижного состава горэлектротранспорта со сверхнормативным сроком эксплуатации – на 77,4 %;

удельные затраты электроэнергии на 1 м3 поданной воды – на 36,5 %;

удельные затраты условного топлива на производство тепловой энергии – на 3,8 %.

Основными направлениями работы по выполнению запланированных мероприятий являются:

завершение разработки оптимизированных схем теплоснабжения населенных пунктов и разработка региональной программы модернизации коммунальной теплоэнергетики;

осуществление корректировки программных мероприятий "Питьевая вода Крыма";

завершение разработки региональной программы обращения с отходами;

разработка и выполнение мероприятий по обновлению подвижного состава городского электротранспорта;

выполнение мероприятий по реализации инвестиционных проектов по реконструкции и капитальному ремонту жилищного фонда, систем

централизованного тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также по техническому переоснащению объектов в сфере благоустройства населенных пунктов и горэлектротранспорта;

выполнение мероприятий по оснащению жилищного фонда подомовыми приборами учета потребления воды и тепловой энергии;

выполнение мероприятий по реализации инновационных проектов, направленных на совершенствование системы управления жилищным фондом,

сокращение технологических расходов и потерь энергоресурсов;

выполнение мероприятий по реализации инвестиционных проектов по техническому переоснащению и капитальному ремонту жилых домов ОСМД.

6. Привлечение инвестиций для сотрудничества в реализации программ и проектов по развитию жилищно-коммунального хозяйства в Автономной Республике Крым.

В 2010–2011 годах в республике необходимо сформировать перечень приоритетных инвестиционных предложений и создать оборотный фонд инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве, осуществить разработку проектных предложений для получения международной технической помощи в сфере водоснабжения.

В 2010–2014 годах в Автономной Республике Крым планируется продолжить работу по реализации проектов развития сельского водоснабжения в рамках долгосрочной Программы развития и интеграции Крыма (ПРИК), финансируемой Программой Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и в рамках Швейцарско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" DESPRO.

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ
УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАДАНИЙ

Основные задания органам исполнительной власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления и районным государственным администрациям в Автономной Республике Крым по реализации Программы определены в Приложении 1.

Совет министров Автономной Республики Крым и исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым ежегодно разрабатывают и вносят на утверждение Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующим городским и районным советам планы мероприятий по реализации региональной и местных программ реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства с учетом итогов работы в предыдущем году и возможностей их финансирования.

Связанные с выполнением Программы функции по взаимодействию и координации работы органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности возлагаются на Совет министров Автономной Республики Крым.

Организацию выполнения Программы осуществляют в соответствии со своими полномочиями:

на республиканском уровне – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым;

на местном уровне – органы местного самоуправления и районные государственные администрации в Автономной Республике Крым.

Мониторинг выполнения Программы осуществляется ежеквартально Министерством жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым на базе государственных и отраслевых статистических данных, специальных отчетных данных.

РАЗДЕЛ V
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРОГРАММЫ

Прогнозный объем финансового обеспечения выполнения заданий Программы определен в Приложении 2.

На 2010–2014 годы он составляет 2371,1 млн. грн., в том числе:

средства Государственного бюджета Украины – 1244,9 млн. грн.;

средства бюджета Автономной Республики Крым – 250,8 млн. грн.;

средства местных бюджетов – 377,3 млн. грн.;

прочие источники, не запрещенные действующим законодательством (кредитные ресурсы, средства инвесторов, международная техническая помощь, средства предприятий и населения), – 498,1 млн. грн.

Средства Государственного бюджета Украины на выполнение мероприятий по реализации Программы используются в соответствии с Законом Украины "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009–2014 годы".

РАЗДЕЛ VI
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Контроль за выполнением Программы осуществляет Совет министров Автономной Республики Крым.

Общественный контроль за ходом реализации Программы осуществляется представителями общественных организаций (по их согласию).

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым информирует Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения мероприятий, определенных Программой, а также предоставляет информацию о ходе ее реализации в Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины.

Совет министров Автономной Республики Крым ежегодно не позднее 1 июля по результатам мониторинга предоставляет в Верховную Раду Автономной Республики Крым информацию о ходе выполнения Программы.

Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на обеспечение выполнения Программы, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

РАЗДЕЛ VII
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение Программы даст возможность на территории Автономной Республики Крым:

обеспечить реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

уменьшить до уровня эксплуатационной безопасности износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также затраты и убытки при производстве жилищно-коммунальных услуг;

обеспечить стабильную и эффективную работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства, повысить уровень безопасности систем жизнеобеспечения населенных пунктов;

улучшить жилищно-коммунальное обслуживание населения;

достичь оптимального соотношения уровня доходов населения и его затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг;

создать благоприятные условия для накопления инвестиционных ресурсов, привлечения внебюджетных средств на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства;

провести комплексную модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства;

создать прозрачный механизм взаимодействия органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и районных государственных администраций в Автономной Республике Крым, предприятий и общественных организаций, направленный на решение проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основные ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в Приложении 3.